UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я ЛЮБЛЮ БАЛЕТ»

Четыре года тому назад в Минске родилась прекрасная идея создания нового межгосударственного фестиваля под названием «Я люблю балет»...

Автор: Наталия Зубарева

Четыре года тому назад в Минске родилась прекрасная идея создания нового межгосударственного фестиваля под названием «Я люблю балет». Инициативу проведения взяла на себя Людмила Федоровна Коробкина - директор Белорусского государственного хореографического колледжа, на базе которого и проходил первый в Беларуси фестиваль балета. Благодаря энтузиазму и гостеприимству хозяев чудесный праздник танца стал доброй традицией. В апреле нынешнего года состоялся уже пятый по счету фестиваль Терпсихоры, на сей раз международный по статусу.

Как и прежде, его гостями были многие известные артисты балета и талантливая молодежь, маститые и начинающие критики и историки балетного театра, хореографы и педагоги из России, Украины, Беларуси, Латвии... Не забыли пригласить устроители празднества и самых «жаждущих» гостей - воспитанников хореографических училищ Минска, Киева, Кишинева, Саратова, Красноярска.

Каждый год накладывает на программу любого балетного форума особую неповторимость. Нынешний фестиваль поразил удивительной насыщенностью и разнообразием предложенной программы: премьеры спектаклей и концерты, классические, современные и модерн балеты, гала-выступления и мастер-классы, экскурсии, конференции и выставки - и все это на протяжении одной недели! В плотном расписании у гостей не было ни одной свободной минуты...

Легко и естественно «вписалась» в рамки фестиваля выставка работ украинских художников из Никополя, великолепных мастеров живописи Н.Луговенко, М.Кузнецова, Н.Червоткина, В.Хоменко, В.Феоктистова, А.Солдатова, О.Рябченко, В.Живогляд, В.Валсамаки, Г.Шлыкова... Впервые за долгие годы украинские живописцы были представлены на минском вернисаже, который проходил в уютных стенах Белорусского хореографического колледжа при содействии продюсерского центра «Арт-союз» во главе с его директором Александром Манжосовым.

Приятным сюрпризом в дни праздника стал новый хореографический опус белорусских авторов - одноактный балет «Круговерть» в жанре «народного триллера» на музыку О.Залетнева (хореография В.Иванова и Ю.Чурко). Одиннадцать танцевальных баллад в исполнении артистов ГАБТа Беларуси поведали о сложных жизненных перипетиях, глубоко проникая в суть человеческих взаимоотношений... Профессионально выстроенная музыкальная режиссура произведения, блестящая работа симфонического оркестра (дирижер В.Чернухо) и яркие, выразительные хореографические образы на сцене помогли новому спектаклю состояться.

Яркое впечатление оставила еще одна минская премьера. Балетный спектакль «Страсти» («Рогнеда») на музыку А.Мдивани представил нам хореографическую версию крещения Киевской Руси. Ее автор - главный балетмейстер минского театра, народный артист СССР и Беларуси Валентин Елизарьев. Спектакль чудесным образом сочетал в себе сложность музыкальной партитуры, мощь и великолепие декораций, неординарность и выразительность пластического образа балета.

Дух «серебряного века» русской балетной культуры (конец XIX - начало XX столетия), судя по анонсу, должен был присутствовать на «Вечере старинной и современной миниатюры» в программе фестивальных выступлений балетной труппы театра Санкт-Петербургской консерватории под управлением народного артиста СССР, профессора Никиты Долгушина, известного «реставратора» хореографических шедевров прошлого. В репертуаре труппы легендарные сочинения Михаила Фокина, Анны Павловой, Ивана Хлюстина, Александра Горского, Леонида Якобсона - произведения весьма редко исполняемые, скрупулезно восстановленные и этим необыкновенно ценные... Однако их исполнение было довольно формальным и маловыразительным, без «искры». Возможно, это происходило оттого, что отсутствовал Н.Долгушин, «душа» и генератор самой идеи.

Своеобразной демонстрацией состояния школ стали гала-концерты самых молодых участников фестиваля - воспитанников хореографических училищ стран СНГ. Приятно было отметить солидность предложенного репертуара и профессионализм исполнения наших юных соотечественников, студентов Киевского государственного хореографического училища (классы педагогов И.Якимовой и заслуженного артиста Украины В.Парсегова). Окрытием дня стала премьера балетного спектакля для детей «Лесная сюита» (хореография О.Арининой) в исполнении учащихся Белорусского хореографического колледжа. За роялем находился сам автор музыки - ученик лицея при Белорусской музыкальной академии, лауреат международных конкурсов 12-летний Тимур Щербаков.

В финале фестивальной программы состоялся грандиозный концерт, в котором принимали участие ведущие танцовщики многих балетных коллективов ближнего и дальнего зарубежья. На сцене, как в калейдоскопе, сменяли друг друга классические вариации и па де де, разнообразные дивертисменты и фрагменты из известных и не знакомых нам балетных произведений, номера современной хореографии... Но ни французский модерн-ансамбль Андреаса Шмидта и Натали Пернет, ни даже суперавангардный «Локомотив» в исполнении своеобразного хорео-вокального дуэта итальянских артистов не смогли доставить столько возвышенных и прекрасных минут наслаждения танцем в той степени, как это удалось (и уже не впервые!) утонченным и в высшей степени музыкальным киевским танцовщикам Алексею и Татьяне Ратманским, а также Геннадию Янину, солисту театра им.Станиславского и Немировича-Данченко из Москвы - изысканному, трепетному Нарциссу из одноименной хореографической новеллы, которую молодой танцовщик «получил в наследство» из рук самого Владимира Васильева, первого исполнителя поэтичнейшей концертной миниатюры Касьяна Голейзовского.

Завершился праздник, сверхзадача которого изначально была заложена в самом названии фестиваля - «Я ЛЮБЛЮ БАЛЕТ». Позади остались ожидания и волнения, тревоги и хлопоты, поражения и победы, словом - события, взорвавшие обыденность... Но осталась в душе благодарная память о встречах с учениками, коллегами, наставниками и их последователями, с энтузиастами и подвижниками искусства балета, радость от общения с ними - профессионального и человеческого, радость пребывания в стихии танца.