UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я кажу: «Ні!»

Будучи в Москве, уткнулся на газетных раскладках в броский заголовок, набранный шрифтом аршинным: «Олег Скрипка отказывается на родине от звания!!!» Точно не вспомню окрас той газеты — желтая или черно-белая...

Автор: Олег Вергелис

Будучи в Москве, уткнулся на газетных раскладках в броский заголовок, набранный шрифтом аршинным: «Олег Скрипка отказывается на родине от звания!!!» Точно не вспомню окрас той газеты — желтая или черно-белая. Или в горошек… Здесь не столь важно. Сам «мессидж» заставил автора этих строк разнервничаться на далекой «чужбине» в районе Тверской, у Елисеевского гастронома, где потолки диво как разукрашены…

Отчего ж, подумалось, он так громко отказывается? Небось, не угодили только «заслуженным», может, сразу, с разгону в «народные» метил? А то, к примеру, представительница конкурирующего профсоюза певица Могилевская Н. давно в статусе «народной» поет про три огонька, а ему, своему среди своих, Скрипке — Вещему Олегу — еще не одно Певческое поле нужно перепахать, чтоб дослужиться до базисного карьерного рубежа...

...Уже в Киеве, задав по Яндексу посыл на сенсацию, понял: дело нешуточное. Гражданская позиция замешана... Кипит их разум возмущенный. И сердце в тревожную даль зовет. По словам популярного рокера, «этот отказ является попыткой заставить новую власть услышать тех, кто был на Майдане во время революции», потому что «сегодня власть своими действиями нередко себя дискредитирует». Уместная подпевка прозвучала от лидера ВИА «Мандры» по прозвищу Фома. Этот «неверующий», в свою очередь, заявил: «От звания не отказываюсь, однако считаю его постсоветским атавизмом».

Мне мучительно трудно фильтровать эти глубины гражданских сознаний. Особенно если речь о местном роко-попсе — отделяя зерна от плевел и зная, как они утомились после предвыборных туров и — как их следствия — ремонтов новых пентхаузов, например, на Печерске (разумеется, на честно заработанные)... Еще труднее, блуждая в этих осинах, различать, где пар, где пиар, а где искренний крик до разрыва аорты. Уж так наорались за последнее время, что хочется... осмысления. И наглядной агитации иной... Чтоб при въезде в Борисполь водитель, лишенный гаишного ока, за своею баранкой прочел на билборде: «Країні потрібні адекватні… Дочекаймося!»

Теперь ладно, хорошо — о званиях. Которые — о, как это опять актуально — снова нужно замазать краской (как сын Новосельцева в «Служебном романе» запачкал балкон и кухонную дверь в придачу), а затем выбросить на свалку… Правда, прежде хочу уяснить одну вещь (может, до меня действительно сразу не все доходит?). О.Скрипка хочет заставить власть услышать себя — то есть того, кто был и пел на Майдане. Какие проблемы? Такие случаи не раз представлялись. Певческое поле, веселится и ликует весь народ, президент, жена президента и дети президента (в вышиванках) радостно общаются с Вещим. Он поет, они подпевают. Чем не исторический случай подойти и сказать: «Дорогой Виктор Андреевич, уснуть не могу — все хочу, чтоб вы меня услышали… Если не сейчас, то назначьте аудиенцию». Не назначил. Допустим… Ну тогда я не знаю, зачем существуют должности певцов-советников — Вакарчука из «Океана» и Гришко из «Метрополитена», — если не для того, чтобы своему помочь достучаться…

Есть и вовсе универсальная форма общения с властью относительно званий. Это текст письма с вежливым отказом. «Извините, не могу, не дорос, не достоин, дождемся лучших времен…». И так далее. Но все это архаичные формы эпистолярия, не наследовать же М.Булгакова, когда его, строчившего страстные строки Сами Знаете Кому, отлучали не то что от госпочета, а от МХАТа! То иные параллельные миры. Многое изменилось, все перевернулось. На нынешней эстраде, например, избранность сменилась назначаемостью. Звезд стали зажигать засучив рукава по мере потребности: когда нужно отвлечь массы сладкой «выходной» чепухой от горьких будней или когда требуется призвать «к ружью» роко-попс... Посему уже и сам Создатель небесный как-то махнул на эту эстраду рукой и перестал трудиться, не посылая на грешную землю героев и гениев. А зачем это надо, если тут и так профессионально налажено массовое производство пустоты…

Но Скрипка-то — почти герой. Даже гений (в своем жанре). Инструмент его штучный и звучный. Он, казалось бы, ранее умевший отличать стенания Public Rilashion от мелодий водосточных труб, оперативную спекулятивность от скромной честности художника, фрондерство от конструктивности, он-то как мог вляпаться в модную забаву «Мы с Тамарой ходим за пиаром?» Что он хочет сказать отрешенным героическим взглядом и выверенным в пресс-релизах текстом —то, что все вокруг плохо? Но разговор на эту тему уже даже не портит нервную систему... Да, дела неважно и интерфаксы уже арендованы на шесть месяцев вперед накануне рождения грядущих былин о том, как опять и снова все будет плохо... Но хоть ты, если Вещий, скажи, как же быть... Предлагаешь всем миром отказаться от званий, чтоб сводный хор услышала власть и оглохла аккурат перед мартом? Ведь не отрекаются любя, если любят того, кто дает (награждает). Или хотя бы уважают. Я не люблю, когда публично швыряют награды, я не люблю, когда на ТВ в прямых эфирах сжигают партбилеты, я не люблю... Потому что знаю... Непросто отказаться от званий — «заслуженного», «народного» — скромному мельпоменотруженику из Луцка, Львова, Севастополя, Житомира, Чернигова etс., если звание — не столько почет, сколько прибавка к зарплате... Нищенской. Это хочется подчеркнуть. Они-то, далекие от интерфаксов, вряд ли созовут пресс-конференции и позовут на помощь «медиа-консультанта группы «ВВ», который своему заказчику должен бы наконсультировать и что-то целесообразное. Потому что тема званий — не так однозначна, как кажется или поется.

Для одних звания давно дискредитированы. Для других — финансовый бонус, иллюзия нужности, мираж значимости (пусть иногда мнимой). А разрушение иллюзий — это отдельный мастер-класс для медиа-консультантов.

Первой отечественной артисткой, удостоившейся в 1923 году звания «народной Украины», была Мария Заньковецкая —величайшая звезда украинского театра. Она получила поощрение после десятилетних мытарств по провинциальным труппам, нищим городам, убогим поселкам, сыграв неимоверное количество ролей — наймычек, страдалиц, покрыток. За нее не голосовали «в хит-парадах», за нее не просили «ценители» из администраций, но к ее ногам падали Толстой и Стасов, ей адресовали восторженные послания: «Бессмертной от смертных…» Советская власть не сильно напрягалась, чтобы подбросить ей немного роскоши — жила вместе с десятком домочадцев в скромной обители (там, где сейчас музей на улице Большой Васильковской), а звание было лишь знаком избранности. Символом отмеченности — «не такая, как все», а «народная». Значит, «избранная народом». Знаменитый «эксперт» во всех отраслях прекрасного Сталин И.В., любивший заигрывать с другими великими актрисами, уже в свою эпоху, посмотрев с участием Аллы Тарасовой фильм «Гроза», а затем спектакль «Анна Каренина» в Художественном театре, однажды подозвал свою челядь и спросил: «Это что ж за артистка замечательная, которая хорошо играет и простолюдинку, и аристократку? Наверное, она уже давно народная?» Звание «народной» Алле Константиновне присвоили ровно через два дня! То звание давало первой актрисе Художественного особый статус, отдельность, привилегированность.

Кто мог представить, что на рубеже XX—XXI веков уже украинская «антинародная» попса в массовом порядке решит стать «статусной», «отдельной» и, прости, Господи «привилегированной»? И то только потому, что в этом нашем странном времени как-то не нашелся на них Евгений Шварц, чтоб цыкнуть: «Тени, знайте свое место!» Не тот «народный—заслуженный», кто ближе к полуночи оккупирует «Эру» с песней про крапиву или другие сорняки, благоухающие в эфирах, как курортная зелень. А тот, у кого на уцененной эстраде еще остался вокал, мастерство, вкус и культура. И если О.Скрипка хочет слыть или быть хотя бы немного последовательным, надо призывать эту власть не только «услышать», но и хоть что-нибудь «сделать»… Конкретное. По пунктам. Раз, два, три, четыре, пять… Например, объявить мораторий на звания, если ими так недовольны. Например, создать не «тайную комиссию» при президентском секретариате, а открытый худсовет из авторитетных людей (Ступки, Петровского, Левитской, Ротару, Гнатюка, Роговцевой и т.д.). И пускай этот худсовет публично решал бы, кому и за что присуждать. И остались ли вообще еще не награжденные... И наконец, произвести «ревизию ценностей» — кому и на каком основании навешали за последнее время на лацканы сотни побрякушек и вручили такие же сотни бумажек… Почему Повалий и Ротару, Гнатюк и Зинкевич, мастера — не шептальщики, а голосовые певцы, давшие сотни концертов, записавшие десятки пластинок (и продавшие их), получившие звания действительно по заслугам, — позорно котируются в одном наградном реестре с «фанерными» мотыльками, серийной пошлятиной и поп-спекулянтами? Потому… Потому что именно эти знают: кому дать и от кого взять — «пол-лимона» (за тур), 20 штук (за корпоратив), гектары леса (под застройку)… Им песня и жить, и строить помогает — все выше эти небоскребы. «Люди, как люди, в общем, напоминают прежних» — диагноз булгаковского Воланда, поставленный жителям 30-х годов ХХ века, в ситуации человека ХХI нуждается в корректировке: иногда напоминают, а иногда и нет, потому что сильно пиар их испортил…

P.S. Эта тема — лишь предлог для дискуссии, которая, надеемся, развернется на страницах «ЗН».