UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ КАРТИНКА ОЖИЛА

своем, прямо-таки титаническом, стремлении к вершинам личной красоты большинство из нас, достигну...

Автор: Сергей Прокопец

своем, прямо-таки титаническом, стремлении к вершинам личной красоты большинство из нас, достигнув определенного этапа, вдруг как-то остро и мучительно начинают ощущать критическую степень нехватки способов и средств, делающих вас еще более прекрасными и неотразимыми. Действительно, как ни одна другая борьба на этом свете, битва за самосовершенствование очень быстро расходует изначально отведенные на это простому смертному природой боеприпасы. И рано или поздно настает тот критический момент, когда вы уже успели перемерять все от Армани до Кардена, и в обратном порядке, перепробовать любые прически, а также насладиться всеми возможными последствиями экспериментов с косметикой на живых людях. В общем - желание привести себя в соответствие с божественными стандартами красоты и к недосягаемому уровню оригинальности все еще наличествует, а традиционные возможности достижения вышепоставленных целей уже как-то совсем отсутствуют. И тут, в полном соответствии с русскими народными традициями, вполне можно было бы объявить, что, мол, сказке конец, ежели бы не существовало столь любимых нашими западными товарищами «альтернативных источников энергии». Речь в данном случае идет о не совсем традиционных в наших краях и достаточно неоднозначно воспринимаемых в их далях способах повышения собственной привлекательности и неординарности. В качестве первого, рекомендуемого к применению после тщательного обдумывания и взвешивания всех «за» и «против», способа преодоления вышеозначенных трудностей и в качестве объекта для рассмотрения мы решили взять самое что ни на есть народное искусство татуажа.

В силу нелегкой исторической судьбины нашей дорогой и многострадальной родины татуировки, более известные в среде широких народных масс как «наколки», в сознании и подсознании старшего поколения сограждан крепко и неразрывно связаны с «местами не столь отдаленными». Что и говорить, действительно первыми, и долгое время практически единственными, носителями этого вида деяний человеческого духа были, есть и несомненно будут лица, так или иначе побывавшие в тех самых «местах».

За бурные годы торжества демократии и всеобъемлющей гласности многие из нас уже успели ознакомиться, благодаря средствам самой массовой информации, с многочисленными творениями «служебной» литературы, выпущенной под высоким патронажем МВД. Посему уже никого особо и не удивишь страшными откровениями о потаенном смысле, скрывающемся за различными символами и словосочетаниями, изображенными на кожных покровах «асоциальных элементов». Единственным новшеством в данном случае может быть тот факт, что «наколки» в общем-то и имеют общие корни с искусством татуировки как таковым, но весьма и весьма далеко отстоят от того, что подразумевается на сегодняшний день в окрестном мире под «тату» в общепринятом смысле. Кроме того, имеются и достаточно серьезные различия в технологическом аспекте. С этого-то, пожалуй, мы и начнем более детальное ознакомление с данным видом искусства.

В уже упомянутом массовом сознании процесс нанесения рисунка в первую очередь ассоциируется с довольно острыми болевыми ощущениями, вызванными проникновением под кожу устрашающего размера иглы многоразового использования, зажатой в потном кулаке гражданина уголовной наружности. Оставив пока на время облик мастеров, отметим лишь, что как и во всяком мифе в данном умозрительном образе есть своя определенная доля правды. Например, действительно, нанесение татуировок вручную, при помощи упомянутой иголки, котируется на мировом рынке, как и любая другая ручная работа, весьма и весьма высоко. Правда, и пользуются этим способом в основном восточные мастера, о чьей квалификации и таланте ходят самые разнообразные легенды. Стоимостные характеристики таких татуировок для простых смертных являются абсолютно недосягаемыми. Оттого в Японии, где на сегодняшний день и концентрируются мастера «ручной работы», татуировки являются прерогативой либо очень богатых «самураев», либо членов печально известной якудзы. Для последних татуировка - это что-то вроде униформы со своими знаками отличия. Искусство нанесения тату вручную во многом является закрытой системой, тайны которой передаются из поколения в поколение. Именно этим обстоятельством можно в какой-то мере объяснить очень малую распространенность в Европе и Америке мастерских, где бы производилась эта «украшательская» операция по восточной технологии. Наверное, также одной из причин, препятствующих проникновению данного вида творчества в массы, являются крайне длительные «сроки выполнения работ», в которых значительную часть времени отнимают различные ритуальные действа, сопутствующие собственно нанесению рисунка. Кроме всего прочего, основной смысл этих ритуалов кроется в психологической и физиологической подготовке клиента к проведению «операции» - эта процедура действительно является весьма и весьма болезненной.

Что касается родного и до боли в сердце знакомого нам «тюремного» искусства, то тут применение иголки вызвано скорее суровой необходимостью, связанной со спецификой условий обитания, нежели художественно-эстетической и технологической потребностью.

На современном же этапе исторического развития этого одного из древнейших способов самовыражения наиболее активно и эффективно применяются последние достижения в области науки и техники. Так, «рукотворную иголку», как и следовало ожидать от технократического общества, успешно заменила татуировочная машинка. В зависимости от объемов работы и финансовых возможностей своих хозяев, «адская машинка» может включать в себя от одной-единственной до... 24 печально известных иголочек. Основной принцип в данном случае: чем больше - тем лучше. Объясняется такой подход тем, что чем больше игол, тем быстрее и «жирнее» получается картиночка. Хотя также не представляет серьезных проблем достижение подобного качества и с минимальным комплектом игл. Тут, как говорится, различия усмотрит разве что профессионал. Естественно, что техническое оборудование вовсе не исключает участия в производственном процессе мастера. Как раз он-то и выполняет главную - художественно-направляющую функцию. Более того, машина выступает, можно даже сказать, другом человека, того, кто является, собственно говоря, объектом приложения художественных усилий. Благодаря возможности увеличения или уменьшения «хода иглы» практически удается избежать более-менее заметных болевых ощущений. Также этому способствует сам принцип действия устройства - оно аккуратно и точно пробивает кожу, не нанося ей при этом серьезного вреда. Чего, к сожалению, нельзя сказать о самодельном оборудовании, пока еще весьма распространенном в наших краях, которое, в силу своих «повышенных оборотов», кожу надрывает, оставляя местами малозаметные шрамики, которые ухудшают общее качество картины.

Но вернемся к технологическим особенностям нанесения бескрайних пейзажей на ваше изнуренное борьбой за красоту и оригинальность тело. С привнесением в этот процесс технических новшеств, он теперь в отличие от своего восточного аналога, занимает относительно небольшие промежутки времени. В среднем для нанесения одной небольшой татуировки необходимо затратить три-четыре часа своего свободного времени. Ежели ваши амбиции коварно подсказывают вам покрыть себя наподобие самураев картинами с ног до головы, то, по мнению специалистов, это следует делать не сразу, а в течение нескольких недель. Вообще, истинные знатоки этого искусства утверждают, что любую татуировку лучше всего делать все-таки в несколько этапов.

Не углубляясь далее в дебри технологического процесса, обратимся к идейно-художественной части вопроса. Как и всякий вид искусства на этом свете, тату, став полноправным элементом массовой культуры, очень быстро было классифицировано и разделено на стили и направления. Не претендуя на исчерпывающую полноту, назовем здесь лишь те течения, которые в той или иной мере уже получили свое распространение в наших благословенных краях. Итак, это - байкерские, готические, кельтские, вуду, индейские и, естественно, японско-китайские (или иначе говоря - восточноазиатские) татуировки. Кроме того, различают татуировки мужские и женские. Так, прекрасная половина человечества в основном предпочитает нечто простое, скромное и не сильно вызывающее. Немаловажную роль в этом случае играет и размер татуировок - они обычно у женщин небольшие. Но при всем при этом очень часто именно женщины наиболее революционны и радикальны при выборе темы рисунка. Как говорится - маленький, да удаленький. К тому же женщины, благодаря своему природному любопытству и стремлению к чему-нибудь новому и интересному, являются движущей силой в распространении и популяризации татуировок в широких народных массах. Им также принадлежит честь введения в нашей стране моды на так называемые «косметические» татуировки. Ежели для вас уже настал тот тяжелый исторический момент, когда процедура нанесения макияжа делается невыносимо нудной и утомительной, то тут как раз и стоит подумать: а не навести ли ваши брови при помощи татуировки или скажем накрасить губы раз и навсегда?

Хотя это, быть может, и не всегда будет модно, но с другой стороны - это дешево, надежно и практично.

Что касается мужских рисунков, тот тут, как и во всякой другой моде, есть своя «классика». К ней можно, например, отнести так называемые «байкерские», более у нас известные под псевдонимом «рокерские» татуировки. Во многом благодаря именно суровым парням на огромных мотоциклах из прекрасного американского далека татуировки вошли в массовую культуру всего прогрессивного человечества. Событие сие произошло, можно сказать, сравнительно недавно - чуть больше сорока лет тому назад. Правда, приводят иногда и другие даты и сроки, но, говоря именно о массовой культуре, уместнее всего делать привязку к появлению на свет Божий байкерского движения и рок-культуры в целом. За годы своего развития байкерские татуировки практически не претерпели каких-либо тематических изменений. И по сей день их основными атрибутами являются флаги конфедерации, черепа, эмблемы мотоциклов «харли-дэвидсон» и, конечно же, сладкое слово «свобода». Правда, некоторое разнообразие в тематике было привнесено войной США и Вьетнама. С этого времени на телах бывших ветеранов, а ныне байкеров, стали замечаться различные вариации на темы джунглей, войны и Дяди Сэма. Наряду со всем этим особой популярностью у байкеров пользуются разнообразные разновидности восточных драконов, которые призваны символизировать силу, доблесть и прочие «крутые» достоинства носителя.

Кроме байкеров, другой заметный «художественный след» в рок-культуре оставили ее отцы-основатели рокабиллы. Благодаря весьма близкому родству с мотоциклистами, значительное место в их творчестве занимают все те же флаги конфедерации и черепа, но к ним уже добавляются разнообразные портреты кумиров молодежи 50-х - 60-х годов. Так, не редкость обнаружить под «косухой» на груди, либо на ноге или руке заядлого рокабилла тесно соседствующие высокохудожественные портреты Мэрилин Монро, Элвиса Пресли и Эдди Кокрейна. К отличительным особенностям данного вида живописи можно было бы отнести также присутствие в ее сюжетах большого количества антикварных автомобилей и юмористически-сатирических персонажей и эпизодов.

C великим сожалением заметим, что пока практически мало что можно сказать о татуировках, вызванных к жизни новой технокультурой. Ее следы в Украине достаточно малы и незначительны. В основном клубная молодежь у нас ограничивается небольшими по размерам и не вызывающими по содержанию рисуночками. Как правило, это готические мотивы, а также разработанные на их основе разнообразные узорчатые «браслеты». По наблюдениям мастеров тату, практически все «технотатуировки» почему-то выполняются исключительно в черных цветах. И еще один небезынтересный факт - непреодолимая тяга «новой молодежи» к взаимозаимствованию рисунков и их мотивов. Практически отсутствует присущая остальным «носителям» татуировок тяга к оригинальности и неповторимости.

Особое место в ряду татуировок занимают так называемые «магические». Как ясно следует уже из самого названия, основная их задача заключается не в том, чтобы украшать. Тут главным образом прослеживается стремление отдельных «лиц и организаций» к защите (или нападению?) в любое время дня и ночи при помощи символов, которые всегда «под рукой». Наиболее известными и почитаемыми магическими школами в татуировке считаются индейская и кельтская. Причем о толковании знаков и символов последней знают лишь весьма малочисленные посвященные в самой Ирландии. Не многим лучше обстоят дела и с индейской символикой. Среди наших сограждан некоторое время назад особой популярностью пользовались различные вариации на тему пентаграммы.

Мы также не будем брать на себя смелость в толкованиях оккультных символов, а приведем лишь традиционную западную трактовку наиболее распространенных татуировочных «цивильных» символов.

1. Орел - ассоциируется с силой и войной. С ним также связаны весьма глубокомысленные, но достаточно разноречивые толкования верований североамериканских индейцев.

2. Драконы, кроме уже данного в статье толкования, тщательно вырисованные на вашем теле, должны приносить удачу.

3. Огонь - символизирует кипучую энергию, стремление к разрушению и бурной деятельности.

4. Различные чудовища - символы хаоса.

К великой радости желающих выразить свое душевное состояние и моральные убеждения посредством символики на своем теле приведенный список можно было бы продолжать до бесконечности. Единственным ограничителем в данном случае, окромя вашей фантазии, могут выступить лишь ваши финансовые возможности ее реализации. На сегодняшний день в Украине наблюдается весьма широкий разброс цен на такого рода продукцию - от 5 у.е. за квадратный дециметр или 40 у.е. за небольшую картинку до нескольких сотен в зависимости от размеров работы. Но, как предупреждают профессионалы, сделав одну татуировку, вы обязательно пожелаете некоторое время спустя повторить эксперимент с манящими загадочными картинками. Так что не подумав - не увлекайтесь.

Special Thanks to Игорю Гружевскому и Дмитрию Чугунову за предоставленные для статьи материалы.

В материале использованы фото из журнала «SKIN&INK»