UA / RU
Поддержать ZN.ua

Я БЫ ПАМЯТНИК ВОЗДВИГ…

Опять о памятниках, о монументальной пропаганде. Да время ли? Сейчас, когда экономика в кризисе, когда всюду неплатежи - зарплат, пенсий, различных пособий?..

Автор: Павел Позняк

Опять о памятниках, о монументальной пропаганде. Да время ли? Сейчас, когда экономика в кризисе, когда всюду неплатежи - зарплат, пенсий, различных пособий?

А все же, думается, время. И в этом лишний раз убеждает опыт - кого бы вы думали? Ленина, которому в остром политическом уме и чутье не могли, да и теперь не могут, отказать даже самые его ярые противники. В период, когда он только создавал свое государство, когда полыхала гражданская война и царила разруха, в период гораздо более трудный, чем у нас сейчас, вождь нашел время, чтобы лично заняться планом монументальной пропаганды. Потому что понимал его важное значение. Другое дело, во что он вылился, этот план. В Киеве - в бутафорского Карла Маркса, простоявшего очень недолго, а немного попозже - в десятки каменных Ильичей, выросших едва ли не на каждой площади. Но речь сейчас не о качестве этого плана, а о значении самой монументальной пропаганды.

Ведь если вдуматься, то стремление запечатлевать личности, образы или события в каком-то подручном материале было свойственно очень древнему человеку. Это и скифские курганы, и казачьи могилы, и Перун над Днепром, и многочисленные половецкие бабы, значение и роль которых до сих пор остаются загадкой.

Мало что сохранилось от тех памятников. Разве что какие-то осколки древности в музеях.

Когда-то в киевском сквере, неподалеку от Софийского собора, сделали попытку собрать остатки таких монументальных произведений - сохранившихся либо стилизированных новоделов. Они хорошо вписались и в ландшафт сквера, и в окружающую архитектурно-историческую среду. И можно смело сказать, что они играют значительную познавательную и воспитательную роль, во всяком случае создают определенное настроение, заставляют задуматься о тех, кто вкладывал в их создание глубокий смысл. Воспринимаемый нами через многие века гораздо активнее, чем безликие и бесчувственные рабочие и колхозницы с занесенными вверх орудиями своего труда - серпом и молотом или ставшие уже скандально легендарными девушки с веслом в руках.

И поневоле задаешься вопросом - что же мы оставляем нынешним и будущим поколениям? Суровые гранитные профили чекистов? Грозную женщину с мечом, занесенным над собственной головой и всем городом? Или именно это и является образным воплощением нашей эпохи? Но ведь история наша куда обширнее. Вспомним о ней, не только нашей, сегодняшней, но и наших предков.

Вспомним хотя бы историю казачества, Запорожской Сечи. Мы сегодня с гордостью говорим о том, что Сечь стала прообразом древнего украинского демократического государства, о конституции Пилипа Орлика, о многих без преувеличения легендарных гетманах. Но как мало из этого героического прошлого запечатлено на облике города. Разве что Богдан, доставшийся нам от прошлых патриотов, да несколько скромных табличек с именами Сагайдачного, Орлика…

А князья, устроители Киевской Руси. Разве Ярослав Мудрый, притаившийся в кустах у Золотых ворот с макетом собора, напоминающим тортик, воплощает и дух самого Ярослава, и все величие его эпохи?

И мысленно возвращаешься к замыслу московских царедворцев, решивших когда-то создать в «матери городов русских» так называемый исторический ряд, от которого возвышаются ныне лишь Владимир Великий да реанимированная равноапостольная Ольга. Конечно, российских императоров нам не нужно, но как уместны бы здесь были Владимир Мономах, даже несчастный князь Игорь и многие другие князья Киевской Руси, воплощающие яркие страницы истории нашего государства. А период казачества? А годы самоуправления, известного под названием Магдебургского права?

В монументальной пропаганде нашего прошлого очень важна определенная система. В Киеве с его историческими районами - Верхним городом, Подолом, Печерском для организации такой системы имеются все условия. Естественно, никто не говорит о соблюдении хронологии и топографии киевской летописи, но определенная привязка к времени и месту действия все же нужна.

Опять же возникает вопрос - не беспредметный ли это разговор в наше трудное время? Думается, нет, не беспредметный, особенно если учесть бурный рост национального самосознания у огромной части населения независимой страны. Не сомневаюсь, что многое в разработке такого плана могла бы сделать творческая молодежь, художники, скульпторы, архитекторы, студенты вузов. Перспектива запечатлеть вместе с историей и себя, свои творения очень заманчива.

Это применительно и к материальному воплощению замыслов в жизнь. Идея подписных листов среди населения забыта, но не изжила себя. Вспомним трудовые копейки, которые буквально сыпались в то время, когда собирались средства на монумент Богдану Хмельницкому, или во время предпринимавшихся попыток построить памятник Великому Кобзарю, который в старые времена не был сооружен отнюдь не из-за недостатка средств.

Народные руки никогда не устают творить добро. Да и государство доброе дело поддержит в меру сил. Ибо понимает, что воздастся сторицею!