ZN.UA подводит итоги столичного театрального сезона, вспоминая персон и персонажей, которые "сделали" этот сезон - незабываемым.
Сезон (столичный, именно о нем речь) был щедр на театральные и околотеатральные события. В числе последних - а) общественные распри вокруг фасада Театра на Подоле; б) реализация театральной реформы методом буровых установок; в) латентная подковерная борьба в главном драмтеатре страны: итог в октябре; г)...
Этот сезон одним артистам помог почувствовать себя еще более угнетенными (в связи с особенностями контрактной системы). Некоторым на все контракты - наплевать, поскольку звездное имя, как гарант кассовых сборов, иногда решает многое, хотя и не все (в искусстве в особенности).
В фокусе "итогов" - персоны и персонажи, непосредственно влиявшие на сезон своими делами праведными и поступками художественными.
И если в стране браво марширует декоммунизация (снося на пути разные памятники и мемориальные доски), то один пока недокоммунизированный артефакт старой эпохи для возвеличивания победителей пока все же можно использовать - "Почетную грамоту".
Виталик
Этот "чувак" приехал из Мариуполя. Обосновался в столице. Поработал журналистом. Соблазнил не одну фемину. Побывал на двух Майданах. Вынес из уроков истории - горькие уроки, смысл которых: учи не учи - все равно одни двойки.
Виталик дефилирует в застиранных трусах, в меховой шапке. С собеседниками и сам с собой откровенен "по самое не могу". Матом не ругается, он на нем разговаривает.
Короче говоря, Виталик - герой одноименного спектакля "Дикого театра" (пьеса Виталия Ченского, постановка Максима Голенко).
И очень странно, что этот спектакль в свете текущих катаклизмов пока не "запретили", а его участникам - не намяли бока.
"Виталик" - красная тряпка для "ватников", для "вышиватников".
И, судя по всему, он же - приемлемый продукт для "адекватников", которые в современном театре принимают "трусы" любого размера и лексику любой местности.
Этот спектакль "вне места", его могут играть в кафе, в офисе, в медиахабе. Где угодно. Декорации? Одна дверь, которую можно превратить даже в виселицу (жаль, не превратили, образ театральный).
В "Виталике", между тем, мало "имерсивного театра", ему не хватает "новой процессуальности". То есть Виталик никому из зрителей не оттаптывает ноги и никому не выливает на голову ведро воды, а надо бы - в контексте актуальных трендов.
Открытие "Виталика" - сам Виталик. Реалистично, натуралистично и с юмором сыгранный Андреем Кронглевским.
Вторую, более трепетную часть Виталика играет Алексей Доричевский, некоторыми эстетскими повадками напоминая раннего Хельмута Бергера в "Гибели Богов" Лукино Висконти.
Виталик, безусловно, одно из ключевых персонажей сезона.
Можете морщиться или писать визгливые посты в Facebook, но именно такие виталики - соль столицы-провинции, лица улицы и основа электората.
"Одиссея" Виталика (одно из названий пьесы - "Улисс") - бег по кругу, без компаса и дорожных знаков. Его несет течение, его подминают обстоятельства.
Кто-то угадывает в нем себя - свою теневую сторону, кто-то от него шарахается - как черт от ладана.
Но он таков, каков есть: циничный, аполитичный, развязный, брутальный, нахальный, ранимый. И, кажется, не очень счастливый.
"Почетная грамота" - Андрею Кронглевскому и коллективу "Дикого театра": "За полифоничное и заданно бесстыдное раскрытие образа нашего современника с юго-восточной пропиской".
Дед
"Мій дід копав, мій батько копав, а я не буду" - проект, рожденный в недрах лаборатории перформативных искусств (Украина-Польша) и достаточно высоко оцененный критиками.
Над "Дедом" работала команда, которой, по мнению экспертов, удалось соединить вербатим и эпатаж, театральность и антитеатральность.
"Дед" - перформативная реальность, в которой лбами сталкиваются искусство и действительность.
Вот что говорит о проекте критик Анастасия Гайшенец: "Это яркий пример восточноевропейского политического театра. Проект, над которым работали поляки и украинцы - "Мапи страху/мапи ідентичності" - и апеллирует к таким понятиям, как "страхи" и "идентичность" самих украинцев и поляков. Спектакль выводит отечественный театр в европейский, постмодерный театральный дискурс. Режиссеры Агнешка Блонска и Роза Саркисян, драматурги Дима Левицкий и Йоанна Виховска демонстрируют возможность и потенциал демократизации театрального высказывания".
"Почетная грамота" - авторскому коллективу проекта "Дід копав": "За демократизацию театрального высказывания".
Баба
"Буна" с румынского переводится как "баба". "Буна" - тоже важный персонаж сезона. Ее воспели под крышей "Даха" (совместно с театром "Практикум").
Вроде недавно этот спектакль режиссера Давида Петросяна родился в утробе театрального университета, но в этом сезоне он "вырос", получил множество позитивных откликов - со стороны критиков, зрителей.
Пьеса Веры Маковий прочитана режиссером Давидом Петросяном увлеченно, страстно, образно. От спектакля исходит подлинная театральная заразительность.
Когда "Буну" презентовали этим летом на фестивале "Порто Франко" (Ивано-Франковск), надо было одновременно наблюдать и за актерами, и за зрителями. Публика превращалась в детей, живо реагируя на текст и сценические метаморфозы.
Баба в спектакле - вечно молодая и вечно трезвая. Она грызет внучку и всех окружающих не потому, что "вредная", а потому, что опытная и хорошо знает жизнь.
"Почетная грамота" - режиссеру Давиду Петросяну и "Буне": "За возвращение к истокам".
Стас
Один из главных театральных ньюсмейкеров - режиссер Стас Жирков. Он поставил в сезоне два разных спектакля, каждый из которых - цепляет. И предлагает убедительный "формат" того современного театра, который, возможно, многие ищут.
Его "Август: графство Оссейдж" (на сцене Молодого) - образец хищного театра: режиссер вгрызается в текст Трейси Леттса - как хищник; трактует пьесу неоднозначно; избегает мелодраматизма и сентиментальности. Его сборка - по методике немецкого театра, когда важно отстранение актера от персонажа, а режиссера - от банальных стереотипов.
Конечно, такой спектакль - не для потребителей коммерческой требухи. Тем приятнее, что его распробовали умные айтишники, продвинутые блогеры, вменяемые критики - ибо за ними будущее.
Еще один успешный проект режиссера - "Чому Михайло Гурман не вижив" (Украина-Германия). Очередная вариация на тему "Украденого щастя" И. Франко - не отдает оскоминой или повтором старых песен о главном. Это действительно "мультикультурный", достаточно жесткий сценический текст, в котором даже не скажу, кто лучше: наши или немцы. И те и эти хороши.
В камерном международном спектакле, помимо общих тем - эмиграция, беженцы, заробитчане, - сквозит и достаточно интимная тема родины. Которая одних отторгает, а других принимает (навеки) - в земные объятия.
"Почетная грамота" - Стасу Жиркову: "За лучшие спектакли сезона и укрепление международных театральных связей".
Паша
Под занавес сезона многих огорчила неожиданная новость. Известный украинский драматург Павел Арье решил уйти из Львовского театра имени Леси Украинки, в котором до недавних пор работал художественными руководителем. Причины - внутренний мир и внешние обстоятельства. И больше ничего не скажу.
Однако в этом сезоне драматург не только руководил, но и творил.
"Чому Михайло Гурман не вижив" - его рук дело. Новый сюжет на основе старой матрицы получился современным, убедительным, жизнестойким.
Ко всему, Арье - в пиротехническом пиаре "Дикого театра" - поставил выдающуюся пьесу Марка Бушара "Том на ферме".
У этой постановки есть пламенные поклонники. Я же к ней отношусь строже - к кастингу, к трактовке.
Однако дорогу осилит -
идущий. Арье хочет поставить в новом сезоне "Трамвай "Желание" Т.Уильямса. Поэтому и пожелаем ему - исполнения всех театральных желаний.
"Почетная грамота" - Павлу Арье: "За творческое беспокойство и бескопромиссность".
Генрик
Самый востребованный драматург сезона - норвежец Генрик Ибсен (1828–1906). Можно выдумывать все что угодно, объясняя очередную волну интереса к этому автору. Но ответ всегда прост: пьесы - великие.
Два киевских театра увлечены "Привидениями", еще один театр занят "Строителем Сольнесом", а еще один замахнулся на "Гедду Габлер" (под занавес сезона выпустили
премьеру).
Свой Ибсен - на сцене Национального театра русской драмы имени Леси Украинки. Режиссер-патриарх из Литвы Йонас Вайткус поставил там "Врага народа" ("Доктор Стокманн"). Главную роль сыграл Александр Кобзарь (в этом спектакле он совершенно не бережет свой голос, хотя "их" - не перекричишь).
У Вайткуса - фронтальные мизансцены; раз и навсегда заданные характеры (во всяком случае, на моих глазах они не развивались).
Его "Враг" - декламативный психологизм. Но его "Доктор" - все-таки культурный спектакль, учитывая былой опыт и несомненные заслуги балтийского режиссера.
Как там у Ибсена? "Юность - это возмездие". Если перефразировать норвежца, то "старость - это награда".
Стало быть, творчество почтенного Вайткуса и стало наградой - киевскому театру.
Долго и подробно можно говорить о режиссерской трактовке, о сильных и слабых сторонах актерского ансамбля. Безоговорочно одно: те или иные режиссерские "издержки производства" покрывает и прикрывает сам Ибсен.
Его пьеса спустя сто тридцать пять лет звучит остро. Политически остро.
"Враг народа", по Ибсену, - всякий, кто говорит правду. А опасность для общества - слепая вера в "большевизм". То есть в истерику большинства (в этом смысле Ибсен вроде напророчил большевицкий переворот столетней давности).
Ибсен не любит толпу, ибо она заражает человека своим безумием, а своей ложью - духовные источники жизни.
В то же время, по Ибсену, нельзя обольщаться, поскольку любой бунтарь (наподобие Стокманна) может слиться с большинством - и впоследствии стать еще более опасным "врагом".
Почетная грамота - Генрику Ибсену: "За то, что актуален всегда".
Юра
В спектакле Театра драмы и комедии на Левом берегу "Бесприданница. Версия" по А.Островскому - "нет" бесприданницы (в полноценном актерском воплощении). Но есть - попытка режиссерского троллинга классической пьесы. Есть попытка сценического решения - через игривый гротеск, интеллектуальную и маскультовскую буффонаду.
Как для "версии", эта "Бесприданница" режиссера Тамары Труновой - слишком осторожная. И не очень-то радикальная.
Но в числе достоинств постановки - образ Карандышева, которого сильно сыграл Юрий Радионов. Чуть больше режиссерского напора - и сценический сюжет был бы только и только о Карандышеве.
И нам бы такого сюжета хватило с головой.
Умно и подробно г-н Радионов играет трагикомедию "маленького" человека, который немедленно хочет стать высоким. Он и утверждает себя в этом мире - посредством Ларисы, как красивой вещи.
Как говорится, зерно роли раскрывает личность актера. И в этом сценическом образе не тлеет, а полнокровно живет - идея спектакля, заключенная в следующем. Последние не станут первыми, а низкие не станут высокими, даже если встанут на цыпочки или взберутся на трон.
Почетная грамота - Юрию Радионову: "За лучшую мужскую роль - Карандышева в спектакле "Бесприданница. Версия".
Олеся
В конце июня на Майдане, в большом зале Музыкальной академии, показали уже второй по счету проект "Класс Акт" (куратор - драматург Наталья Ворожбит). Подростки написали пьесы, известные актеры их разыграли.
Неожиданно для многих бомбой проекта, его звездой и главной актрисой стала Олеся Жураковская (из Театра драмы и комедии на Левом берегу).
Только о ней и говорили после показа.
В нескольких образах на основе детской драматургии она "оторвалась" по полной программе.
Играла, будто плакала и хохотала над пустыми сезонами в родном театре.
Играла и упивалась своей игрой, доказывая несведущим, что способна на разнообразные театральные вызовы, какой бы жанр и образ ей ни предложил режиссер. От томной школьницы до сельской тетки.
Из-за Жураковской некоторые сюжеты "Класс Акта" хотят объединить в отдельный спектакль - и играть в новом сезоне.
"Почетная грамота" - Олесе Жураковской: "За талант, доброту и сотворчество с одаренными детьми".
Тамара
Еще один активный режиссер сезона - Тамара Трунова. Сразу несколько премьер - в Национальной опере, в Театре драмы и комедии, в Молодом театре, в Национальной оперетте.
Что характерно: все спектакли - разные. Индивидуальный режиссерский почерк рассмотришь не сразу.
Стильный, умеренно чувственный, достаточно рациональный спектакль - "Саша, вынеси мусор!". Сюжет Н.Ворожбит режиссер рассматривает как красивое ретро-фото, на котором - уходящее время, ускользающие образы, спрессовавшаяся боль. И ощущение - необратимости.
Тамара, к ее чести, оказалась чуткой к музыкальному театру: многие критики достаточно высоко оценили ее пробы пера - в опере ("Служанка-госпожа") и в оперетте ("Под небом синим").
"Почетная грамота" - Тамаре Труновой: "За верность принципам художественного театра, который не терпит коммерческих компромиссов".
Антон
Пять лет назад, еще до войны, крымчанин Антон Романов успешно поставил в Молодом театре "Глаза голубой собаки" (пьеса Киры Малининой по мотивам Маркеса). Впоследствии РФ аннексировала Крым, и он перебрался на Большую землю. Поработал в Черкассах у Проскурни, но там сгорел театр (его все-таки подожгли). Создал успешный театральный паблик в "ВК", покуда "ВК" не запретили.
В последнее время Антон нашел себя в сфере перформанса. Он понял, что его сценический текст - его же собственное худющее тело. И с этим телом, с перформансом, он успел побывать во многих украинских городах, и даже в Германии.
Его "антиспектакль" "Мапи ідентичності: мова ворожнечі" возник во время работы польско-украинской лаборатории современного театра. Перед началом действа Антон предупреждает: "Сейчас буду раздеваться! Полностью!"
По ходу дела он раздевается, демонстрирует паспорт (он русский, но гражданство - украинское).
Критик Анастасия Джумла резюмирует: "Чтобы доказать, как сильно может ранить слово, актер предлагает зрителям наколоть любое слово на его теле скарификатором… Такой его "неспектакль" - практически без театральных средств и приемов - раскрывает мощную тему: как быть искренним и позволить то же самое другому. Романов говорит о том, что проявление нашей свободы может стать моментом ограничения свободы других. И призывает не делать друг другу больно. Особенно в то время, когда в стране война".
Почетная грамота - Антону Романову - "За голую правду и гражданскую позицию в перформативной реальности".
Диана
В рейтинге влиятельных персон сезона - Диана Попова, глава столичного департамента культуры, чиновник редкой вменяемости и последовательности.
Во многом благодаря и ей в этом сезоне удалось добиться "суверенитета" детищу Раду Поклитару - театру "Киев Модерн Балет".
Во многом благодаря ей в некоторых муниципальных театрах начался процесс омоложения руководящих кадров. В частности, в театре "Актер" сегодня - "бойцовский клуб", а в "Малом театре" - веселый пионерский отряд. Но, как говорится, в названии одного недавнего спектакля - "Може, шось получиться?"
На мой взгляд, важная роль руководителя столичной культурной сферы - в принципиальной позиции относительно нового здания Киевского театра на Подоле. Можно всем селом круглосуточно спорить о фасадах, воображая себя Растрелли, но театр от этих споров не должен страдать, он должен работать и процветать.
"Почетная грамота" - Диане Поповой: "За последовательность и принципиальность в реализации реальной театральной реформы".
Дети
Студенты-третьекурсники (курс Дмитрия Богомазова) недавно залихватски разыграли на Малой сцене Театра драмы и комедии одну из сложнейших пьес В.Шекспира - "Двенадцатую ночь".
О мастерстве режиссера не стоит повторяться. А о талантах театральной молодежи можно снова поговорить.
Этот курс уже предъявил россыпь актерских индивидуальностей, которые при радостном стечении обстоятельств могли бы образовать и отдельный коллектив, и украсить труппы иных театров. Шекспировских героев лихо и самозабвенно, иронично и без скидок на возраст - очень ответственно - играют Александр Рудинский, Павел Шпегун, Александр Бегма, Михаил Дадалев, Александр Коваль, другие.
Скидка "они же дети" в этом случае не проходит, это - взрослый театр.
К тому же, в шекспировском театре пол и возраст - не главное.
"Почетная грамота" - Дмитрию Богомазову и его студентам: "За то, что весь мир по-прежнему Шекспир".
Наталья
Долгое время я трепетно принимал эту актрису в труппе известного театра - за скромный подснежник, погребенный под репертуарными снегами: никому до него нет дела, поскольку вокруг злые морозы и холодные вьюги. А он, подснежник, мерзнет себе - в уединении - в благочинной покорности трудной актерской судьбе.
В этом сезоне подснежник превратился в "дикую розу".
Она расцвела, стала источать ароматы. Предъявила даже шипы.
Речь об актрисе Молодого - Наталье Клениной.
Некоторые ее знают по удачным ролям в сериалах, некоторые уважают как верную жену С.Боклана.
Так вот, в этом сезоне Кленина прекрасно сыграла в двух разных постановках - "Девичий виноград" и "Август: графство Оссейдж". И, на мой бескомпромиссный взгляд, утвердила себя в статусе первых актрис этого театра.
Благодаря молодой режиссуре (Сергей Корниенко, Стас Жирков) в ней проснулась дерзкая, молодая актерская энергия. Она презрела условности, барьеры. Не испугалась быть "некрасивой" или "смешной".
В пьесе Н.Коляды играет женщину-"синий чулок" с такой виртуозной подоплекой, что еще шаг, еще полшага - и в этом "синем чулке", как в петле, будут болтаться остальные героини трагикомедии.
В драме Трейси Леттса актриса уверенно строит свою главную роль (Вайолет Уэстон) по законам контраста. Трагическое - через гротескную улыбку, комическое - через трагический оскал. Ее героиня, мать безумного семейства, воспринимается как причина и следствие всех текущих бедствий. Она напоминает одержимого клоуна-мстителя. Или сломанную игрушку, батарейки в которой еще хватит на расправу с родней и… на самоуничтожение.
Пойдите и посмотрите актрису в этих спектаклях - не пожалеете.
Почетная грамота - Наталье Клениной: "За лучшие женские роли сезона".
Богдан
Одно из значимых событий - в культурном и политическом плане - форум "Опера Европы-2017". Приехали влиятельнейшие люди европейской оперной индустрии. Установили контакты, поговорили о контрактах.
Не стоит лукавить, это событие - результат энергии и напора руководителя Национальной оперетты Богдана Струтинского (и его команды, конечно).
Встреча в верхах, полагаю, вскоре принесет реальные сценические результаты - в виде копродукции, творческого взаимообмена. Как в Киеве, во Львове, так и в Одессе.
В этом же сезоне Национальная оперетта выпустила - оперу: "Севильский цирюльник" Дж.Россини (режиссер Богдан Струтинский). Музыкальные критики приняли экспериментальный спектакль благожелательно, отметив в нем уместное хулиганство, удачную современную трансформацию оперной классики.
Важно заметить, что оперетта - по-прежнему - в числе кассовых чемпионов столицы (все билеты проданы).
И нельзя не отметить историческую рокировку в Национальном театральном союзе, который в этом сезоне как раз и возглавил г-н Струтинский.
"Почетная грамота" - Богдану Струтинскому: "За интеграцию Украины в европейское оперное пространство".
Максим
Самый результативный режиссер драматического театра - по количеству постановок и часто их качеству. В Киеве - экспериментальный "Афродизиак" (на арене цирка), "Виталик" (где угодно). В Херсоне - "Хозяин" И.Карпенко-Карого. В Ивано-Франковске - "Тиль Уленшпигель" по мотивам Г.Горина. И это я еще не все вспомнил из того, что он натворил.
Максим Голенко - режиссер-трудоголик, режиссер-молчун (такие на вес золота). Он максимально растворен в современном театре, в его изменчивой природе и капризных законах. Судя по спектаклям, он эмоционально и рационально впитывает многие передовые достижения сценической мысли: не только Туминас, но, возможно, Бутусов, Уилсон и даже, прости Господи, Лепаж.
Все это говорит о том, что его режиссерская рука - на пульте, на пульсе. Голенко творит свой плотный постмодернистский сценический мир, в котором, к счастью, всегда найдется место живому и обиженному человеку. Такому, как наш знакомый Виталик.
"Почетная грамота" - Максиму Голенко: "За активность, творческий поиск, творческий результат".
Иван
Пожалуй, никогда прежде столичная критическая мысль не была столь единодушна, как в момент голосования за фаворита театральной премии "Зеркало сцены" (март 2017).
Из девяти экспертов восемь отдали свои голоса режиссеру Ивану Урывскому. Он поставил в "Золотых воротах" нашумевшее "Украденное счастье" И.Франко.
В этом же сезоне, в Одессе, этот режиссер поставил "Турандот"
К. Гоцци - как макабрический драматический балет. Рецензии разные. Но и постановщик не подстраивается под вкусы одесского домостроя. Он отказывается быть их заложником, ибо он заложник инспирации (своего дара и своего вдохновения).
"Почетная грамота" - Ивану Урывскому: "За дар и вдохновение", которые оценили критики.
Гагарин
Писатель Руслан Горовый имеет непосредственное отношение к успеху спектакля "Гагарин и Барселона" (Микросцена Молодого театра). Один из его рассказов, собственно, и брендировал этот проект, сделал его узнаваемым, даже модным.
Юные герои Горового - мальчик Гагарин и девочка Барселона - обретают свою любовь вопреки трагическим жизненным казусам, но, увы, и теряют ее…
Этот сюжет всегда провоцирует слезы зрителей. А спектакль, состоящий из разных рассказов (их поставили студенты-третьекурсники под руководством опытного педагога) доказывает, что современная украинская проза на современной украинской сцене - гость желанный и важный.
Напомню, кроме рассказа Руслана Горового в спектакле использованы произведения Юрия Винничука, Сергея Жадана, Любка Дереша, Евгении Кононенко.
Генеральный партнер проекта "Гагарин и Барселона" - газета "Зеркало недели. Украина".
С нового сезона, кстати, спектакль передислоцируется на другую сцену, где зал более вместительный: слишком много желающих увидеть "Гагарина..."
"Почетная грамота" - Руслану Горовому и коллективу спектакля "Гагарин и Барселона":
"За утверждение современной украинской прозы на академической сцене".
Катя
Эта актриса достойна не двух абзацев в сезонном обзоре, а целой брошюры - о ее же творчестве. Тем более что недавно она стала "заслуженной".
Екатерина Кистень - одна из самых востребованных украинских актрис.
И в ушедшем сезоне она снова нарасхват - антрепризами, репертуарными театрами, ситкомами.
В Театре на Печерске и в Молодом она в числе главных репертуарных звезд. В частности, в спектакле "Август: графство Оссейдж" у нее одна из сильнейших партий: образ Барбары - женщины-брошенки, непутевой дочери, нервной сестры.
Некоторые сцены Кистень (с Марком Дроботом) - живой учебник актерского мастерства для тех неумех, которые рвутся в театральные вузы, сами не зная зачем.
А вот пошли бы, посмотрели "на Кистень" - и передумали. Рядом с такими талантами (как она) - иные тут же и потускнеют, передумав заниматься искусством театра.
"Почетная грамота" - Екатерине Кистень: "За актерскую всеядность и одержимость сценой - и в "Августе", и в остальные одиннадцать месяцев календарного года".
Иван
Для многих этот актер - подлинное открытие сезона. Хотя для телеэкрана его уже открыл режиссер Семен Горов в фильме "Останній москаль".
Иван Шаран после "Москаля" проснулся популярным.
Но сериальная слава - бренна. Надо помнить и о театральной почве под ногами, поскольку сценическое притяжение иногда прочнее в шатком творческом мире.
За обозреваемый период Иван буквально вторгся в наши театральные эмоции благодаря трем разным образам.
В "Буне" играет алкоголика и неудачника со стеклянным глазом. Он настолько достоверен в роли забулдыги, что закрадывается сомнение: уж не с улицы ли взят режиссером этот типаж?
В маленьком спектакле "Може шось получиться?" он час напролет играет непутевого сантехника. Играет его постепенное преображение - посредством любви к безумной "Мальвине".
А в "Золотых Воротах" (в лабораторном проекте) у французского режиссера он потрясающе сыграл даже Сталина - без грима, естественно, но с таким напором, что зрители вжимались в кресла.
Для молодых и дерзких пути открыты. Особенно в кинопроизводстве, где сегодня сосредоточены "все деньги", где палец сосать не будешь, вспоминая театральную зарплату. Но хочется, чтобы востребованные актеры иногда совмещали полезное (съемки) с прекрасным (хороший театр). И вот тогда - "може шось получиться".
"Почетная грамота" - Ивану Шарану: "За актерское открытие сезона 2016–2017".
Эрих Мария
Еще один великий автор, на которого в прошлом сезоне возник большой небывалый спрос, - Эрих Мария Ремарк (1898–1970). В Национальном театре имени Ивана Франко режиссер Юрий Одинокий поставил "Три товарища" на основе культового романа. И этот спектакль - по мнению кассиров, администраторов и зрителей - стоит признать самым кассовым в сезоне. Билеты разлетаются мгновенно, зрителей не останавливают четыре часа подробного действия.
В спектакле хорошо играют Анжелика Савченко, Евгений Нищук, Андрей Романий, Александр Печерица, другие.
"Три товарища" вроде воскресили страсть зрителей к большому стилю на сцене.
Этот же спектакль стал неким ренессансом режиссера Ю.Одинокого, последующих работ которого жду с нетерпением.
Горькая мудрость Ремарка, его исповедальность и пронзительность, его мольба о мире и любви - все это есть в спектакле. И все это есть у самого Ремарка, одну из фраз которого мне хотелось бы вспомнить в преломлении на искусство театра: "Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки!"
"Почетная грамота" - Эриху-Марии Ремарку и товарищам-франковцам: "За утверждение идеалов гуманизма в нашем циничном, безумном-безумном-безумном мире".
Благодарность за помощь в подведении итогов сезона критикам - Анастасии Гайшенец, Анастасии Джумле. Использованы фото агенции repor.to, официальных страниц Facebook - Киевского Молодого театра, Театра драмы и комедии на Левом берегу; официальных сайтов Национального театра имени Леси Украинки, Национального театра имени Ивана Франко.