UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВЗРЫВАТЕЛИ»: И КАК ОДИН УМРЕМ В БОРЬБЕ ЗА ЭТО

О любви нашего народа к песне и склонности к музыке сказано уже многое, ежели не все. Так что душа поет, а говорить уже в общем-то и не о чем...

Автор: Сергей Прокопец

О любви нашего народа к песне и склонности к музыке сказано уже многое, ежели не все. Так что душа поет, а говорить уже в общем-то и не о чем. Очевидно, именно этим печалящим душу и разум обстоятельством и вызвано к жизни наше во многом новое увлечение визуальными формами воплощения музыкального материала, а говоря простым и общедоступным языком - видеоклипами. Совместив в своем сознании историческое утверждение революционного классика о «важнейшем из искусств» и его же аксиому относительно того, что практически все «должно принадлежать народу», а кроме того, им же сотворяться и управляться, многие сограждане решили себя попробовать в модном ныне амплуа клипмейкеров. В иерархии ценностей и приоритетов «новой молодежи» сие почетное звание стоит на втором месте, сразу после властелина душ - ди-джея. Сравнивая же с иерархией в системе бюрократии советского периода, можно смело поставить эти две фигуры в один ряд с генеральным и первым секретарем той самой партии, хотя это, кажется, было одно и то же. Печально, что даже столь великое и прекрасное забывается крайне быстро. Однако вернемся к искусству... Как было уже упомянуто чуть выше, клипмейкерство в наших палестинах - дело хотя и новое, но отчасти все же знакомое. Более того, в сфере производства, скажем так, низкобюджетной аудиовизуальной продукции популярного направления наша страна, согласно утверждениям многих уважаемых экспертов, занимает одно из ведущих мест в мире. И подобные утверждения небезосновательны! Взять, к примеру, хотя бы клипы работы известного поэта, певца и в некотором роде даже композитора, работающего еще по совместительству и ректором Института культуры (да, да, той самой кузницы звезд!), М.Поплавского. Идея «всенародного творчества» методом «коммунистического субботника» нашла здесь свое воплощение в полном объеме. Привлекая «лучшие умы человечества», из-за своей ложной скромности остающиеся этому самому человечеству известными не везде и не всегда, на-гора удается выдать воистину минималистический во всех своих бюджетных проявлениях клип. И это, по гениальному замыслу «отечественных товаропроизводителей», должно особенно привлекать в них зрителя - он, сидя у своего голубого экрана, с чувством глубокого удовлетворения и неизмеримой душевной теплотой осознает, что не он один уже давно не получал зарплату и что не ему одному так тяжело живется на свете в режиме «нам бы день продержаться да ночь простоять». Таким-то чудесным образом, посредством чарующей магии кино и видеоискусства, слова, музыка и прочие атрибуты того собственно, что именуется словом «песня», достигают самых потаенных уголков нашей души. Квинтэссенция извлечена, цель достигнута, положен предел постижению прекрасного.

Но неумолимая логика прогресса шоу-индустрии подобно топке старинного паровоза каждый день требует развития, казалось бы, уже во всем совершенных форм. И вот уже технокультура стучится в наши сердца, требуя открыть их для восприятия мира «электронных развлечений». Пока еще для многих он представляется бездушным, враждебно ориентированным пространством, чем-то напоминающим одну из самых популярных игр 90-х «Doom». В силу этого образ компьютера и всего того, что с этим связано,в умонастроениях некоторых наших сограждан мало-помалу принимает монстроидально-пугающий облик эдакого «ловца человеческих душ» с гадкими намерениями. Естественно, что кое-кому в такой ситуации единственно верный выход из создавшегося положения видится в возведении неприступной оборонительной «Китайской стены», сложенной из традиционных песнопений и несколько односторонне понимаемых вековечных устоев украинского народа. Но так ли она необходима, эта неприступная твердыня? «Нет!» - с жаром убеждают нас одни из «отцов-основателей» отечественной «электроники», объединенные в проекте под символическим названием «Взрыватели». Дабы продемонстрировать плодотворность этого тезиса, разрушить, так сказать, стену непонимания, эти молодые и несомненно одаренные парни решили пойти на рискованный эксперимент - создать по выверенной низкобюджетной народной технологии всенародный же клип. С этой великой и несомненно благой целью к созданию столь ответственного продукта была, как и предписывается канонами жанра, привлечена группа никому, кроме своих близких друзей, неведомая, но бесспорно по-своему талантливая съемочная группа. Ценой неимоверных творческих усилий, в предельно сжатые сроки, обычно выделяемые жадными голливудскими продюсерами для снятия полнометражного фильма, свету Божьему был явлен, пожалуй что, первый украинский «электронный» видеоклип. Жаль, что многое из того, что осталось «за кадром», так и не станет достоянием широкой общественности. А зря... Ведь насколько бы стал ближе нам этот мир нового андеграунда, если бы зритель, например, узнал, что съемки некоторых кадров, на которых запечатлена уходящая в небо вышка, а вместе с ней и люди (собственно участники проекта), производились на высоте птичьего полета без помощи специальной съемочной техники (крана). И сколь велика должна быть сила творческого порыва у оператора, чтобы рисковать собственной жизнью, снимая, вися на кончике старой и ржавой стрелы, эти самые непередаваемой красоты кадры. Еще более проникновенным и захватывающим воображение является тот штрих, что, по слухам, во время проведения этих съемок у оператора была сломана нога. Зритель этого не увидит, но, думаю, обязательно почувствует... Как почувствует и то, что, как и прежде, продолжая лучшие традиции украинского клипмейкерства, бюджетная стоимость этого воистину эпохального для нашей страны видеопроизведения, очевидно, не превышает определенного, весьма умеренного, количества минимальных заработных плат и заслуживает в качестве своеобразной дипломной работы вполне удовлетворительных оценок.