UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Взрыв» во Львовской филармонии

«Взрыв» во Львовской филармонии «прозвучал» неожиданно, хотя назревал давно. Во всяком случае, не ...

Автор: Людмила Носарева

«Взрыв» во Львовской филармонии «прозвучал» неожиданно, хотя назревал давно. Во всяком случае, не менее десяти лет о проблеме, которая привела к «революционной» ситуации, говорили, эмоционально обсуждали ее, правда, преимущественно в кулуарах.

Суть конфликта заключается в противостоянии двух сторон, на которые разделился коллектив в связи с тем, что одна группа музыкантов пользовалась преимущественным правом выезжать на зарубежные гастроли под маркой Львовской филармонии, а другая (практически две трети коллектива) оставалась невыездной.

В декабре в связи с очередным отъездом на долговременные гастроли в Голландию 23 музыканта оркестра написали заявления на увольнение по собственному желанию, так как столь долгое отсутствие по месту основной работы запрещено законом. Раньше они просто приводили в оркестр замену, хотя формально числились на работе. Такая практика существовала не один год. Теперь же пришлось увольняться по-настоящему, но это ведущих, а значит, и незаменимых, по их мнению, музыкантов не особенно волновало, так как на художественном совете им негласно подтвердили: вернетесь на свои места. Но когда внезапно через месяц гастроли прервались и оркестранты приехали во Львов, они с удивлением узнали, что восстановление на работе возможно только после участия в конкурсе. Профессионалы со стажем, понятно, возмутились: они вернулись на основное место своей многолетней работы, а кроме того, для них унизительно на таких же условиях, как студенты, принимать участие в конкурсе, которого до этого в филармонии не было с 1986 года! Многие расценили этот факт как желание нового директора (бывшего художественного руководителя) Сергея Бурко и нового главного дирижера Романа Филипчука свести счеты с теми, кто имел преимущественное право на зарубежные турне. Поэтому в знак протеста они пришли к зданию филармонии, бурно выражали свое недовольство, подкрепив его исполнением похоронного марша, а потом уже на сцене, на которой выступали многие ведущие музыканты и композиторы мира, просто топали, кричали, скандировали «Ганьба!».

Вторая часть коллектива, наоборот, поддерживает начальство и требует наконец-то навести в филармонии порядок. Вскрыл «нарыв» своим публичным заявлением начальнику управления культуры области и директору филармонии артист симфонического оркестра Сергей Абрамов, работающий в нем с 1985 года: «Прошу вас принять соответствующие меры к руководителям симфонического оркестра Львовской филармонии, которые своими действиями нарушают финансовые права этого учреждения и злоупотребляют своими служебными обязанностями. Главный дирижер и художественный руководитель оркестра И.С.Юзюк, работающий по совместительству на полставки, что само собой является нарушением всех правил и норм, внедрил недопустимый способ существования оркестра и нормы, при которых стало возможным в последние годы систематическое отсутствие 15—20 музыкантов (в составе оркестра 81 человек. — Л.Н.), которые оставляют основную работу в симфоническом оркестре и выезжают на заработки за границу в гастрольное турне согласно договорным планам, составленным концертмейстером Гудзием М.И. Эти планы никак не совпадают с планами государственного симфонического оркестра, не имеют правовых, финансовых, налоговых разрешений, не отвечают требованиям социальной защиты артистов во время гастрольных поездок…». И далее: «Прошу принять необходимые меры по исправлению отрицательных явлений и нарушений, несовместимых с нормальным творческим процессом, и срочно провести реорганизацию в симфоническом оркестре, а именно: организовать конкурсы на замещение вакантных должностей согласно действующему законодательству и уставу оркестрантов данной категории; назначить главным дирижером по основному месту работы Р.Филипчука; избрать цехком симфонического оркестра, профсоюзный комитет и худсовет, под контролем которых будут проходить все процессы, направленные на повышение художественного уровня коллектива и возрождение его былой славы».

Состоялось собрание коллектива, цеховой комитет поддержал требования. В результате Иван Юзюк написал заявление на увольнение, и новым главным дирижером был назначен дирижер филармонии Роман Филипчук, которому еще 12 лет назад предлагали эту должность, но тогда он отказался. Таким образом, возвратившиеся из неудавшегося турне артисты были поставлены перед фактом своего истинного увольнения и предстоящего (в случае их желания работать в оркестре) творческого конкурса. Поэтому (с их точки зрения) они справедливо возмущаются. Виктор Лан: «Мы все время выезжали подобным образом, и никогда не было никаких проблем. Оркестр работал, давал концерты, вместо себя мы приводили замену. Сейчас создали ситуацию, чтобы нас просто уволить, а я в оркестре работаю с 1967 года и, как и все остальные, переживаю за свой оркестр. Поэтому дирекции нужно найти общий язык как с теми, кто выезжает на гастроли, так и с теми, кто остается. Новый главный дирижер просто встал в позу и не захотел нас видеть». Игорь Паламар: «Проходить конкурс вместе с детьми из музучилища, оперной студии, имея за плечами такой опыт работы? Конечно, я буду с уважением слушать этих детей, но ведь музыкант формируется годами. И взять одним махом с нами расправиться…»

Новый главный дирижер Роман Филипчук уверен: «Стационарная сцена должна быть основной в работе симфонического оркестра, и я на этом буду настаивать. Творческие конкурсы, не проводившиеся в коллективе более 20 лет, также должны стать привычным явлением и привести коллектив к повышению своего профессионального уровня. И если мне удастся хоть немного укрепить фундамент того симфонического оркестра, который был здесь 10—12 лет тому, я буду рад. Сегодня же группа музыкантов, готовящихся к 10-дневной поездке в Германию, в знак солидарности с теми, кто уволился по собственному желанию в декабре, просто приходят на свои рабочие места в оркестре и сидят, бойкотируя репетиции, не давая таким образом работать тем, кто этого хочет. Срываются концерты, не прошел традиционный фестиваль, посвященный Н.Колессе».

Члены цехкома Галина Жук и Любовь Войтович рассказали, что люди, которых пригласили на замену, не знают, выходить им на работу или нет. Уже трое струнников влились в оркестр, а вот в группе духовых инструментов пока проблемы. Поделились они своими мыслями и о том, что для некоторых числящихся в симфоническом оркестре музыкантов местом их основной работы уже давно стали заграничные турне. Здесь они действительно только числятся для стажа, будущей пенсии, субсидий, а главное — для возможности загранпоездок под маркой Львовской филармонии. Председатель цехкома Вячеслав Марьяш продолжил: «Мы не молчали по поводу всего происходившего в коллективе, но реально что-то изменить с бывшим директором О.Бараном и главным дирижером И.Юзюком, которые всячески покровительствовали М.Гудзию, было просто невозможно. Когда я пришел в оркестр, работать в нем было очень почетно. Сейчас же сюда приходят как на прогулку».

Нынешний директор филармонии Сергей Бурко не ожидал, что в самом начале его административной карьеры на него свалятся такие проблемы: «Группа артистов оркестра устроила громкую демонстрацию протеста, а уже на следующий день спокойно, не дождавшись результатов, улетела на гастроли в Италию, хотя приглашение пришло в адрес не группы музыкантов, а всего симфонического оркестра Львовской филармонии. Эти оркестранты во главе с концертмейстером М.Гудзием узурпировали право на гастрольные зарубежные поездки. Отныне такого не будет. Мы были готовы к диалогу, но общаться просто не с кем…».

Владимир Сивохип, музыкант, организатор известного фестиваля «Контрасты», работающего в том же здании, что и филармония, отметил: в течение последних дней в спорах, перепалках, дискуссиях все же звучит только полуправда. Каждая из сторон недоговаривает, а потому не находят компромисса. «Нужно наконец-то сказать правду, что во Львове уже давно нет симфонического оркестра с высоким профессиональным реноме. Вина в этом и администрации филармонии, и главного дирижера, и самого оркестра. Были нарушены правила функционирования оркестра как единого организма. Можно задать вопрос, почему концертмейстер имел доступ к печати, бланкам госучреждения, решал все частным образом, единолично отбирая музыкантов в поездки? Ему здесь покровительствовали. За один загранконцерт (по моему опыту) платится не менее трех тысяч евро. В год же музыканты обслуживали до 50 концертов. Средства эти на расчетный счет филармонии не поступали. Одни имели солидный приработок, а другие довольствовались своими кровными 300 гривнями. Но об этом многие годы молчали, соглашаясь с неписаными правилами. Оркестром не занимались по большому счету, работа велась от случая к случаю. Но и Бурко, и Филипчук были при этом и тоже мирились. Поэтому нужно посмотреть правде в глаза. А далее, если хотим иметь во Львове настоящий симфонический оркестр, нужно создавать иные правила игры — честные и прозрачные».

Пока конфликт локализован, так как его непосредственные участники в отъезде. Но что будет, когда музыканты возвратятся с гастролей? Все понимают, что профессионалами разбрасываться не следует, но вместе с тем должны существовать и определенные правовые нормы. А пока филармония объявила творческий конкурс на замещение вакантных должностей…