UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСШАЯ ОТМЕТКА

Традиционно накануне Шевченковских дней мы узнаем имена лучших из тех, кто поддерживает наши души в их стремлении к светлому и настоящему...

Традиционно накануне Шевченковских дней мы узнаем имена лучших из тех, кто поддерживает наши души в их стремлении к светлому и настоящему. Хочется верить, во всяком случае в этом году для того есть все основания, что именно лучшие получают Национальную премию Украины
им. Тараса Шевченко.

В этом году лауреатов не так много, как это бывало раньше. Думается, не потому, что наша культура обеднела на личности. Просто немного приутихла эйфория прежних лет, когда за каждое «идеологически верное» произведение искусства можно было получить столь высокую награду, когда премии присуждались обязательно в каждой из довольно узких областей. Надо отметить, что когда лауреатов немного, это вызывает значительно больше доверия к самой премии.

Шевченковскую премию, хоть она и «датирована» тем или иным годом, вручали не столько за достижения в указанном году, сколько за весь «творческий путь». В результате потенциальные лауреаты представляли собой эдакую «очередь за государственным признанием». В этом году традиция оказалась слегка нарушенной, по крайней мере лауреатами-музыкантами — Владимиром Сиренко, получившим премию им.Шевченко в номинации «Музыка» за концертно-гастрольную деятельность 1995—2000 гг., и Владимиром Гришко, оказавшимся лучшим в номинации «Сценическое и экранное искусство».

Им обоим «ЗН» неоднократно посвящало свои страницы. Владимир Сиренко, не так давно принявший на себя руководство довольно «неудобным» коллективом — Национальным симфоническим академическим оркестром, за довольно короткое время сумел во многом вернуть ему былое славное звучание «главного оркестра страны». В Украине сейчас работает несколько интересных дирижеров-симфонистов, но Владимир Сиренко среди них, вне всякого сомнения, лучший аккомпаниатор. Неоднократно приходилось слышать от самых известных и взыскательных солистов-гастролеров, что им доставляет настоящее удовольствие работать именно с Сиренко. Он довольно дерзок в выборе программ — берет достаточно сложные произведения, заставляющие и его, и оркестр играть на пределе возможностей, а слушателя — на пределе возможностей воспринимать. Под руководством Сиренко было сделано более 200 записей в фонд Украинского радио. Видимо, в этом году славную победу Сиренко принесла необыкновенно сложная программа «Все симфонии Малера», в ходе которой были сыграны не только малеровские произведения, но и исключительно интересные и малоизвестные симфонические произведения украинских композиторов.

Владимир Гришко также особенно часто радовал нас своим присутствием в украинской музыкальной жизни именно в прошлом году. Он для нас уже давно стал символом «отсутствующего в Отечестве пророка». Помимо его голоса, способности быть искренним на сцене, поддерживать партнеров, что так необычно для нашего артистического бомонда, он всегда привлекал к себе внимание достаточно резкими и откровенными (мог себе позволить) высказываниями в адрес нашей культурной политики и вообще атмосферы в околотворческих кругах.

Награждение также чтимого и часто вспоминаемого на полосах нашей газеты доктора философских наук, профессора Мирослава Поповича можно считать «вневременным». В прошлом году, как и во всех предыдущих, он постоянно был у нас на виду. Его «Нарис історії культури України», удостоенный высшей государственной премии в номинации «Научно-критическая и документальная литература», вряд ли может рассматриваться отдельно от его лекций, статей, выступлений в прессе и на телевидении. Мирослав Владимирович символизирует для нас лучшее, что мы можем ждать от нашей культуры, глубокого знания самих себя и в то же время столь же глубокого и доброжелательного знания о другом.

В сильно сузившейся в этом году литературной области, в единственной номинации — «Художественная литература» высшей награды удостоен Евгений Пашковский за роман-эссе «Щоденний жезл». Правда, опубликован он был еще в 1999 г. Но, надо думать, завоевал сердца читателей уже в прошедшем 2000-м. Несколько смутила, правда, формулировка Шевченковского комитета в отношении этого произведения: «автор демонстрирует просто необыкновенные возможности… исключительно украинского видения мира». Хочется отметить, что суть произведения все-таки не столько в его «украинскости», сколько в общей человечности. Именно это качество в принципе отличает новейшую украинскую прозу, на ниве которой, несмотря на сравнительно молодой возраст, уже успел немало потрудиться Евгений Пашковский.

К счастью, в этом году Шевченковский комитет в основном сумел посмотреть на украинскую культуру шире обычного представления о «тотальной украинскости». Также несколько выбивается из обычных «лауреатских сводок» то, что в этом году премии получили в основном представители «среднего поколения» украинской творческой элиты. Такое «омоложение» и расширение тематических, географических и мировоззренческих границ теперь уже «Национальной» премии вселяет надежду на то, что сама идея этой премии, в последние годы вызывавшая немало сомнений, преодолевает кризис. И что она так и останется высшей отметкой для наших деятелей культуры.