UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫСОЦКИЙ УСТРОИЛ СМОТР СОВРЕМЕННОЙ ЭСТРАДЫ

В день рождения Высоцкого ОРТ показало нечто вроде еще одной серии «Старых песен о главном». На сей раз поводом «засветиться» ведущему клану российской эстрады послужила гигантская фигура Владимира Семеновича...

Автор: Анатолий Лемыш

В день рождения Высоцкого ОРТ показало нечто вроде еще одной серии «Старых песен о главном». На сей раз поводом «засветиться» ведущему клану российской эстрады послужила гигантская фигура Владимира Семеновича.

Конечно, отрадно, что поэта, актера, певца не забывают. Без сомнения, достойна интереса попытка дать новую сценическую жизнь его песням - с новыми голосами, аранжировками, театрализацией. И в целом проект Александра Кальянова и Никиты Высоцкого, сына поэта и директора музея своего отца, - это прежде всего изъяснение в любви к нему. Было даже любопытно, как справятся с совершенно непривычным для ниx поэтическим, музыкальным, энергетическим материалом наши звезды разного калибра, как сумеют взойти на высоты Высоцкого? Удастся ли его приручить, причесать в духе лубочных «Старых песен»?

Слава Богу, кажется, никто из выступавших не позволил себе работать под плюсовую «фанеру» - это было бы оскорбительным для памяти певца, певшего всегда на таком надрыве. Удачно было найдено оформление - в синей дымке над сценой строгий портрет Высоцкого, исполнители появлялись как бы сквозь пролом в красной стене и выходили на гигантский черный гриф семиструнной гитары. Режиссер не излишествовал со всякими световыми эффектами, дабы не отвлекать от смысла песен.

Но, увы, как говорится, хотели - как лучше, а получилось - как всегда. Из почти тридцати выступавших «звезд» лишь очень немногие сумели достойно донести песни, за которые взялись. Большинству певцов, привыкших к легковесному порханию на сцене, Высоцкий не покорился. Попытка приручить «шаровую молнию», как называл его Ю.Любимов, не удалась. У попсы и вышла попса. Неловко было наблюдать, как Алена Апина для исполнения «Письма из деревни» не нашла ничего лучшего, чем шикарное красное с воланами и блестками платье - ну, чистая доярка! Как мельтешили Челобанов с Осиным, не в состоянии передать энергетику песен. Как неуместны были безголосый Крис Кельми и Пресняков-младший со своим дискантом. Как скользили по поверхности, по верхнему пласту смысла те, кто привык относиться к стихам в песне как к словесной «рыбе».

Впрочем, настоящих почитателей Высоцкого можно было отличить - по отсутствию желания преподнести себя. Николай Расторгуев, Андрей Макаревич, Александр Новиков, Вахтанг Кикабидзе пели строго и сдержанно, но наиболее органично. И поразил Михаил Евдокимов, вышедший среди разнаряженного бомонда в старом ватнике и «проживший» две песни Высоцкого просто, убедительно и близко к оригиналу.

Публика спорткомплекса «Олимпийский» и телезрители, естественно, ожидали нового явления Пугачевой: какое прочтение Высоцкого предложит «прима»? Единственная, кто мог встать вровень с певцом, она так и не приняла его вызов: не вышла на сцену. Побоялась сопоставлений? Не рискнула после не очень удачных выступлений в декабре прошлого года?

А в финале концерта, когда вся артистическая тусовка вышла на сцену и врубили фонограмму «Коней привередливых» в исполнении самого автора, стало ясно, как далеко всем до его уровня. И это не современная эстрада пытается приручить поэта-бунтаря, на юбилейном интересе к нему въехать в телеэкран. Это сам Высоцкий через семнадцать с половиной лет после смерти устроил смотр нынешних певческих талантов, жестко показал, кто есть кто. Оттуда, из голубой дымки над сценой, строгий портрет его смотрел на суету у своего подножия...