UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Вышитый» фестиваль

На втором всеукраинском фестивале национальной вышивки и костюма «Цвет вышитой сорочки» в Тернополе собственные работы представили мастера из двадцати областей Украины — существенно больше, чем в прошлом году (см...

Автор: Роман Якель

На втором всеукраинском фестивале национальной вышивки и костюма «Цвет вышитой сорочки» в Тернополе собственные работы представили мастера из двадцати областей Украины — существенно больше, чем в прошлом году (см. «ЗН» от 1 сентября 2007 года). Целый парад мотивов, орнаментов и техник вышивки!

Фестиваль вышел далеко за рамки первичной цели, которая должна пропагандировать, сохранять и развивать старинное искусство украинской вышивки. Тысячи гостей праздника наглядно убедились: в этом творчестве украинцы действительно уникальная нация. Каждый этнографический регион создал собственную неповторимую вышивку: Полтавщина, Черниговщина, Киевщина, Полесье, Буковина, Гуцульщина...

Вышивка Буковины поражает разнообразием цветов
Возле палатки с буковинскими вышивками посетители останавливаются, затаив дыхание — от гармоничного сочетания вишневых, малиновых, желтых, оранжевых, зеленых, фиолетовых красок на женских блузках и костюмах. Богата и техника вышивания — крестик, мережка, настил, бисер... Искусствовед, автор солидного альбома «Украинская вышивка» Татьяна Кара-Васильева отмечает: «На Буковине издавна вышивали разноцветными шерстяными и хлопчатобумажными нитями, употребляя шелк, золотую и серебряную нити, металлические пластинки — блестки».

Мастер народных искусств Украины Ирина Герман из Тернополя с детства вышивает рубашки, платья, полотенца, подушки... Техника очень разная — стежки, гладь, болгарский крестик, а наработки пани Ирины на сегодня весьма значительны — свыше 700 работ. Зрители приятно удивлены, как женщина сумела объединить в творчестве особенности вышивки Тернополя — (традиционный геометрический орнамент) с орнаментом, характерным для Полтавщины (разнообразные цветы и геометрические фигуры). Это, как мне кажется, придает композициям ритм и совершенство.

Вышитые картины народного мастера художественной вышивки Нины Гончарук
Семья Тимощуков, которая приехала из Луцка в составе пяти человек, на празднике вышивки демонстрирует тканые юбки, которым больше ста лет. А трехсотлетняя рубашка далекого предка стала настоящей находкой фестиваля. Тем не менее большинство вышивок восстановленные — к старинным орнаментам мастерицы добавили и свою фантазию.

В волынской вышивке доминирует красный цвет. Ведь на Полесье преобладали темные курные и полукурные дома, поэтому хозяйки вешали на стены полотенца с яркими красными цветами. В различных местностях края «мавок и русалок» распространены разные орнаменты: то растительный с архаическими птицами, то разнообразие цветов с птицами и зверями, то маленькие бараньи и оленьи рожки среди цветов. Но одна из техник волынской вышивки хоть и имеет богатую историю, тем не менее мало используется. «Занизывание, или ручное ткачество, с лена иглой у нас было распространено издавна, — рассказывает народный мастер, представительница упомянутой семьи Тимощуков Оксана Пузняк. — Нынче эта техника почти забыта, хотя к ней возвращались волынские мастерицы еще в 80-х годах. Ни одна область, кроме Волынской, ее сейчас не демонстрирует».

Фестиваль засвидетельствовал, что даже традиционная, известная в Украине и далеко за ее пределами своим оранжевым колоритом космацкая вышивка Гуцульщины заметно эволюционировала. Последняя мода — вышивка белым шелком по белому или серому домотканому полотну. Такие рубашки хоть и недешевы — стоят примерно 1000 гривен каждая, но, как убедился автор этих строк, популярны среди покупателей.

Народный мастер художественной вышивки Нина Гончарук из Хмельницкого подсказала организаторам, что стоит представлять не только вышитую одежду, но и рисунки. Переняв художественный дар от деда, бабушки и родителей, женщина сызмальства вышивала полотенца, салфетки, скатерти, блузы. А в 12 лет вышила картину. Пани Нина демонстрирует почти два десятка вышивок. Художница работает без эскизов, создавая рисунок в воображении. Техника непривычная — натянув холст на раму, выполняет вышивку в несколько пластов. Сначала делает грунтовку — «подкладку» одного цвета, а затем отдельными мазками-стежками картину завершает. Вышивает мастерица преимущественно шелковыми нитями, но иногда использует хлопчатобумажные, мулине, а для усиления эффекта — люрекс, акрил.

«Носить вышиванку уже стало модно, престижно», — подытожил начальник управления культуры облгосадминистрации Григорий Шергей. Организаторами фестиваля согласились быть Тернопольская облгосадминистрация, облсовет, городской совет, международное благотворительное учреждение «Центр национального возрождения», областная организация Всеукраинского общества «Просвіта», генеральным спонсором стало ЗАО «Оболонь». А вот смогут ли они все вместе реализовать желание превратить всеукраинский фестиваль вышивки и костюма в международный, на который съезжались бы мастера украинской вышивки из разных стран мира?