UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЫШЕ ТРУБЫ, ТРУБАЧИ

Если военным музыкантам столицы ближнего зарубежья, города Москвы, нужно еще год потерпеть и пово...

Автор: Владимир Фандралюк

Если военным музыкантам столицы ближнего зарубежья, города Москвы, нужно еще год потерпеть и поволноваться, прежде чем поздравить народного артиста России, генерал-майора военно-оркестровой службы Николая Назарова с девяностолетием, то их киевские коллеги аналогичный юбилей будут отмечать завтра. Тринадцатого июля 1997 года кавалеру орденов Ленина и Красного Знамени, патриарху украинской военно-духовой музыки, майору Демьяну Литновскому исполняется девяносто лет. «Зеркало недели» поздравляет юбиляра с днем рождения, желает ему крепкого гвардейского здоровья, счастья и удачи. Судя по тому, как Демьян Лукич выглядит, слышит, видит, говорит (в том числе и по телефону), девяносто для него - ерунда. Военные - люди крепкие, стойкие.

Львов в свое время праздновал столетний и все последующие дни рождения Станислава Людкевича. Есть над чем задуматься, пан майор! А мы поближе познакомимся и с самим юбиляром, и с флагманом военно-оркестровой службы Украины - оркестром штаба Краснознаменного Киевского военного округа, тем более, что первым официальным создателем и военным дирижером оркестра штаба ККВО был Демьян Лукич Литновский.

Родился майор Литновский в Молдавии, в украинском селе Севериновка (волостной центр, а ныне районный, носит название Каменка) 13 июля 1907 года. В 1912 году из Житомира в Севериновку переехал дядя Демьяна по отцу военный дирижер Петр Попов, который организовал из своих родственников семейный духовой оркестр. За пределами родственных связей находился лишь один участник коллектива - барабанщик. С шести лет Демьян начал последовательно осваивать различные музыкальные инструменты. Первые четыре года были в полном смысле слова ударными: мальчик досконально освоил малый барабан. Когда Демьяну исполнилось десять лет, дядя перевел его в группу медных духовых инструментов. Вначале был геликон, через год - баритон, еще через год - корнет.

Выступления оркестра пользовались чрезвычайной популярностью во всей округе: свадебные и танцевальные мероприятия нередко проводились за десятки верст от Севериновки. Благодарные земляки не позволяли оркестрантам питаться одним лишь чистым воздухом альтруистического удовлетворения: в те времена с музыкантами принято было рассчитываться сельхозпродуктами. В 1914 г. отец Демьяна, Лука Федорович, плотник и столяр (в оркестре он играл на геликоне), отправился на войну, оставив сыновей Демьяна и Евстратия на попечение матери. Возвратившись с войны в ноябре 1917 г., Лука Федорович узнал, что жена ушла к соседу и успела родить от него ребенка, а все заботы, связанные с воспитанием Демьяна и Евстратия, взял на себя дирижер Петр Попов. Так ее величество Музыка стала приемной матерью мальчиков. Жизненный путь был избран. В 1927 г. Демьян добровольно поступает на службу в духовой оркестр 151-го полка 51-й Перекопской дивизии, играя партию первой трубы, и остался на сверхсрочную службу в должности старшины оркестра. 10 лет спустя полковой трубач Демьян Литновский - в Москве, студент-слушатель кафедры военных дирижеров при Московской консерватории. В мае 1941 г. Демьяна направляют на Дальний Восток, в оркестры погранотряда сопки Ключевской и города Петропавловска-Камчатского. Сдать в Москве выпускные госэкзамены и получить диплом Демьяну Лукичу так и не удалось: в ноябре 1943 г., когда наши войска освободили Киев, Демьяна Литновского вызвали в отдел кадров Московского военного округа и направили в Киев создавать образцовый оркестр штаба Краснознаменного Киевского военного округа. Демьян Лукич Литновский и Эмиль Иосифович Маркус приложили немало усилий, прежде чем оркестр штаба ККВО в 1945 г. получил юридический статус. С 1945-го до 1955 года Демьян Лукич служил в должности военного дирижера, а также преподавателя и начальника курсов школы военно-музыкантских (именно так она называлась) воспитанников. Выйдя в отставку, с успехом руководил духовыми оркестрами заводов «Красный резинщик» и «Коммунист», отметил золотую и платиновую годовщину свадьбы с супругой - Литновской Марией Семеновной (1912-1994). Сыновья: Валентин - ведущий звукорежиссер Украинского радио, Станислав - майор ракетных войск ПВО. Вышеупомянутый брат юбиляра Евстратий Литновский много лет служил старшиной оркестра Одесской военно-морской базы Черноморского флота. Умер несколько лет тому назад.

Наш рассказ о юбиляре будет воспринят убедительнее, если назвать имена виднейших деятелей рассматриваемого жанра, вспомнить о кульминационной точке «золотой» эры военно-оркестровой службы Украины и оркестра штаба ККВО, у истоков которого стоял наш юбиляр.

Начальники военно-оркестровой службы советского периода (1945-1991): Владимир Гурфинкель, Стефан Творун, Эдуард Парсаданян, Иван Ладановский, Эмиль Маркус, Александр Данилов, Александр Веревкин, Валерий Богданов, Геннадий Григорьев.

Начальники оркестра штаба ККВО: Демьян Литновский, Эмиль Маркус, Василий Рязанцев, вновь Маркус, Глеб Кузнецов, Василий Охрименко (и.о.), Петр Мирошниченко, Анатолий Кузьменко, Алексей Баженов, Валерий Винников.

Вспоминает н.а. Украины Василий Охрименко: «В период, когда начальником военно-оркестровой службы был Маркус, киевские военные музыканты покорили высочайшие вершины, как союзные, так и зарубежные. Это были годы расцвета».

Однажды Эльдар Рязанов заметил, что очень плохим кинорежиссером не мог бы стать хотя бы потому, что основам режиссуры обучался у Сергея Эйзенштейна. Основам инструментовки Глеб Кузнецов обучался в Московском институте военных дирижеров у... Исаака Дунаевского. Победа военно-оркестрового флагмана Украины на всесоюзном конкурсе в Москве (строгое жюри возглавлял народный артист СССР Константин Иванов) была завоевана поистине прекрасным коллективом исполнителей. Есть имена виртуозов, которые забывать нельзя.

Сверхсрочники: Степан Бальдерман (корнет), Эдуард Венгеров (кларнет), Игорь Клинков (валторна), Вячеслав Штейнгард (тромбон), Михаил Хавкин (альт-саксофон), Александр Любарский (тенор), Фроим Шерман и Давид Кофман (баритон), Николай Сидорченко (бас).

Солдаты срочной службы: Михаил Вайнтрауб (флейта), Федор Ригин и Александр Посвалюк (труба), Михаил Резниченко (тромбон), Анатолий Скиба (фагот). Отметив весь коллектив (сто семь человек), следует сделать четыре акцента: Маркус (продюсер), Кузнецов (художественный руководитель), Вайнтрауб и Ригин (солисты).

Летом 1972 г. оркестр штаба ККВО, представляя СССР на конкурсе оркестров стран антигитлеровской коалиции в Сараево (США, Румыния, Югославия), вернулся в Киев с победным кубком.

Консультанты: народный артист Украины, художественный руководитель и главный дирижер Киевского муниципального духового оркестра Василий Охрименко, начальник и художественный руководитель образцово-показательного оркестра Вооруженных Сил Украины подполковник Дмитрий Антонюк, заслуженный деятель искусств Латвии, профессор Киевского института культуры подполковник Александр Данилов.