«Натан Рахлин - выдающаяся и одновременно трагическая фигура в культуре Украины, его жизненный путь подобен судьбе главных героев древнегреческих трагедий. По законам древнегреческой трагедии, после вознесения на вершину славы и признания, он был низвергнут, причем дважды. Первый раз он был изгнан из Украины, а второй - его имя было предано забвению в стране, где он жил и творил». С этих фраз начал свое вступительное слово известный киевский дирижер, профессор Национальной музыкальной академии Роман Кофман, который дирижировал симфоническим оркестром Национальной филармонии в концерте, посвященном 90-летию со дня рождения Натана Рахлина.
Этот концерт, состоявшийся на прошлой неделе в Колонном зале имени Н.Лысенко, прошел с полным аншлагом. И это тоже неудивительно, ведь вряд ли в Киеве найдется хотя бы один поклонник академической музыки, которому не знакомо имя Натана Рахлина. С 1937 года он был главным дирижером Государственного симфонического оркестра, с 1938-го - заслуженным артистом, а вскоре и народным артистом Украины. Концерты с его участием неизменно собирали полные залы, а слушатели, воздавая должное таланту его коллег Константину Симеонову и Евгении Шабалтиной, пальму первенства неизменно вручали ему. Как сказал Роман Кофман, в дирижерском искусстве его достижения не менее значительные, чем Владимира Горовица в фортепианном искусстве. парадокс в том, что имя Н.Рахлина до сих пор нигде не увековечено в Киеве.
К счастью, концерт, посвященный памяти Натана Григорьевича, компенсировал, в определенной степени, незаслуженное забвение его вклада в украинскую культуру. Глубоко символично, что в программу этого концерта вошли произведения, которыми чаще других дирижировал Н.Рахлин: Й.-С.Бах - «Чакона» (в гениальном оркестровом переложении Н.Рахлина), Ф.Шуберт - «неоконченная симфония си минор», П.Чайковский - симфония №4 соль минор.
Суровая правда и величественная музыка «Чаконы» прозвучала как реквием памяти великого украинского дирижера, симфония Ф.Шуберта - как исповедь истерзанной души, откровение умудренного жизнью художника, а симфония П.Чайковского - как гениальное воплощение в звуках обретения нового смысла в жизни - в служении народу.
«каждый концерт в этом зале в какой-то степени будет посвящен этому дирижеру, который совершал на сцене этого зала каждый раз жертвоприношение во имя искусства как истинный служитель искусства, - сказал после шквала аплодисментов Роман Кофман. - Его гигантская фигура навсегда останется в истории культуры Украины. Мне бы хотелось закончить концерт нашим личным обращением к Натану Григорьевичу. Пожалуйста, не аплодируйте.
Под сводами знаменитого зала прозвучало andante из симфонии №5 Ф.Мендельсона, которое завершило этот памятный вечер. Слушатели молча покидали зал, который был свидетелем успехов и триумфа гениального дирижера.