Уже два года на СТБ каждое воскресенье среди белого дня выходит довольно экстремальный художественно-просветительский проект «В поисках истины». Ведущий — молодой актер Вячеслав Гармаш — выступает в роли такого себе украинского Индианы Джонса, которого волнуют тайны прошлого — легендарные фигуры Хмельницкого, Сирка, воровки Соньки-Золотой Ручки, Сталина, Ленина и многих других.
Трудно сказать, надеялся ли руководитель СТБ Владимир Бородянский на такой заметный зрительский успех, на первый взгляд, не развлекательной программы. Ведь нет здесь ни песен, ни танцев до упада, к чему уже привыкли зрители этого канала. Есть некие белые пятна на страницах прошлого. Именно эти страницы авторы проекта и раскрашивают в разные цвета — в соответствии со своим вкусом и режиссерским видением. При этом еще и предостерегают: мы вовсе не даем исчерпывающих исторических исследований! Дескать, у нас не научный институт, а программа, претендующая на определенные рейтинговые показатели. Так что и ставят это своей задачей, отправляясь в далекий путь за тайной седого прошлого. При этом вооружившись подшивками старых журналов, разной ценности историческими исследованиями в ЦНБ, а также «хламом», который предлагают на любые исторические вкусы наши известные знатоки — google или yandex.
— Вячеслав, а как вообще вы попали в этот проект? Вы же не историк, кажется? Не писали диплом ни о Мазепе, ни о Косиоре?
— Действительно, у меня нет специального исторического образования. Закончил я среднюю специализированную киевскую школу №155 с углубленным изучением английского языка. Потом поступил в Институт экранных искусств при Университете имени Карпенко-Карого...
— То есть вы драматический актер по специальности?
— В соответствии с дипломом моя специальность — диктор и ведущий телепрограмм. Многое я почерпнул в мастерской своего главного театрального учителя Александра Кочнева. О работе с ним всегда вспоминаю с наслаждением и благодарностью. Он — один из тех, кто открыл передо мною настоящее театральное искусство. И эти уроки забыть нельзя... Мы играли этюды, отдельные спектакли — на основе очень разных литературных произведений. Театральный мир, возможно, еще больше повлиял на мое увлечение художественной литературой. Один из моих самых любимых авторов — Габриэль Гарсиа Маркес, его «Сто лет одиночества»...
Еще в институте к нам на «смотрины» пришел очень известный человек в телевизионном мире Украины Галина Пилютикова. Она увидела меня непосредственно в работе... И предложила попробовать свои силы на СТБ. Со временем начался запуск проекта «В поисках истины». Я стал ведущим. Но это не моя авторская программа, это проект очень большого коллектива людей-единомышленников. Над «Поисками» работает около трех десятков талантливых профи...
— Как, собственно, вы формируете, вынашиваете ту или иную тему? Как договариваетесь, что будет интересно зрителю именно сегодня? Ведь историческое прошлое — огромная темная пропасть, где очень легко потеряться?
— Опять-таки, очень разные темы наших программ выкристаллизовались на основе коллективного мозгового штурма... При этом очень серьезную роль координатора выполняет руководитель нашего проекта Алина Семерякова. Собственно, пытаемся почувствовать, на что откликнется зритель, в какой форме лучше донести до него ту или иную давнюю историю... После определения темы начинается большая исследовательская работа наших журналистов, экспертов, сценаристов... Должен сказать, не такой уж простой путь от замысла до реализации... Ведь надо поднять огромный массив материалов, прежде чем доберешься до истины, и доказать, что, например, идею легендарных «катюш» еще 200 лет назад разработал в битвах против турок украинский полководец Александр Засядько. Также непросто «разведать» поселение мольфаров, которых считают последователями волхвов... А беря такие противоречивые фигуры, как, например, Сонька-Золотая Ручка, вообще иногда приходим в замешательство: действительно ли была такая женщина или, может, это просто миф, ведь после себя она почти не оставила серьезных исторических «следов»?
— Кстати, в своей версии о той же Соньке вы настаиваете, что ее финал был трагическим: во время бегства из тюрьмы она погибла в Сибири... А вот Виктор Мережко, написавший сценарий о той же героине, говорит, что ей, как известной авантюристке, посчастливилось спастись... Так где же истина?
— Действительно, Виктор Мережко писал сценарий к художественному многосерийному фильму. И процент «художественности» в нем более ощутим... Наша программа также не претендует на исчерпываемость того или иного исторического сюжета. У нас, например, задействованы актеры, «реанимирующие» определенных персонажей, это некая игровая кинематографическая манера...
— Замечу попутно, некоторые из них просто раздражают своим несоответствием оригиналам, о которых вы рассказываете...
— К слову, театральных актеров для нашего проекта приглашаем не только из киевских театров, ищем их в разных городах... Это действительно очень большая и серьезная работа!
— А бывали случаи, когда вашу серьезную работу абсолютно не воспринимали некоторые украинские историки?
— Могу сказать, да... Официальные украинские историки довольно сурово восприняли нашу версию о Богдане Хмельницком. В программе как раз по линии личного мы пытались искать мотивацию многих его государственнических шагов, боевых походов... Как известно, была в его жизни девушка, которая, собственно, и изменила ход истории. Режиссер Ежи Гофман в своем фильме «Огнем и мечом» немного сместил определенные акценты — актриса Изабелла Скорупко должна была быть женщиной Хмельницкого, а не Богуна, которого играл Александр Домогаров. Также большой резонанс сопровождал программу о нашем атамане Сирко, личности, которой были присущи чрезвычайные физические свойства, почти на пределе гиперболизации... Та же линия в сюжете о казаках-характерниках, это тоже абсолютно неисчерпаемая полумистическая тематика, к которой следовало бы вернуться... Знаете, как приятно, когда звонят по телефону на наш телеканал и рассказывают, что некоторые выпуски проекта «В поисках истины» даже используют как учебные пособия для школьников! Для нас самих это неожиданность!
— Вячеслав, а есть среди исторических тем такие, на которые ваша команда накладывает табу? То есть не касается их ни при каких обстоятельствах...
— Это в большей степени относится к неконкретным персонажам... Ведь мы пытаемся рассказывать самое интересное — не то, что на официальной поверхности, а именно то, что «внизу» глубинной личностной истории, связанной с тем же Хмельницким, или с Лениным, или с Хрущевым... Мы для самих себя запретили только три серьезные, непростые и болезненные темы — Холокост, Голодомор, межнациональные конфликты... Здесь следует действовать по принципу опытных врачей: не навреди! Поэтому лучше не трогать, чтобы, не дай Бог, не причинить кому-то боли...