«Судьбы народов определяются их характером, а никак не правительствами…Тщательное сочинение конституции представляется совсем ненужным упражнением в риторике, так как время и нужда сами позаботятся о том, чтобы выработать подходящую форму конституции...»
Гюстав ЛЕБОН,
«Психология толп»
Э.Делякруа «Эпизод июльской революции» |
С грустью дочитал последние строки статьи Дм.Выдрина в «Зеркале недели» о предстоящих выборах, которые должны были бы реально изменить ситуацию к лучшему. Печатаются сотни статей, анализов и прогнозов о том, сколько потратит гр.N, с кем в паре (тройке) пойдет на выборы партия Б. и т.д. И что симптоматично, почти нет размышлений о том, как поведет себя главный субъект власти — народ. Почему люди так бессмысленно голосуют? С чем связаны «победы» ничтожеств от власти? Из-за чего так охотно покупается избиратель? И почему после получения денег и подарков не голосует за того, кто их дал?
Наша основа
Новейшая история мира неумолимо подтверждает известный уже почти два века закон, что вершителем своих судеб является сам народ. Не правительства и законы изменяют жизнь людей, это люди сменяют правительства и заставляют переписывать законы. И Украина в этом плане — не исключение. Вряд ли найдется спорщик, протестующий против вывода, что хотя бы во время выборов народ нельзя игнорировать.
Если же происходит обратное, если народ позволяет с собой делать все, что захочется власти, в том числе и на выборах, то надо задуматься над причинами этого. И корни наших трагедий, и «свет в конце тоннеля» следует искать в душах наших людей, в их поступках. Наше настоящее и будущее целиком, без остатка, зависят от характера и психологии населяющих Украину людей.
Поразительных явлений нашей жизни не счесть. Именно их сразу отмечают зарубежные аналитики и визитеры. Коренятся они в необычности, абсурдности того образа жизни, культуры, которые стали характерными для наших людей. Речь, конечно, идет не о нравственной, интеллектуальной элите, а о той части народа, которая и вершит свою историю и судьбу страны. Это приблизительно 98% жителей Украины. Главное — о том массовом бытовом сознании, которое и «движет страны, сменяет правительства и законы, изменяет жизнь самих людей». Тут как нельзя к месту нетленные слова профессора Преображенского о том, что хаос не в гальюнах, а в головах людей.
Ни привезенные в страну деньги, ни всеобщая компьютеризация, ни ультраэффективный президент, ни суперсовременная техника не смогут принести результат, если нет культуры, всеобщего договора между людьми о нормах и ценностях, целях и принципах.
Приведу, уверен, совершенно дикий и смехотворный для жителя Украины факт. Обычное проявление цивилизованной культуры Запада. В одном из немецких городов полицейский за нарушение правил дорожного движения остановил и оштрафовал… бургомистра. Сказка? Ничуть. Но дело в том, что инспектором была жена бургомистра. У человека есть честь, совесть, есть понимание норм и правил, установленных согражданами, которые НИКТО НЕ СМЕЕТ НАРУШАТЬ!
Культура народа идет в ногу с демократией, и иного человечество не придумало. Речь здесь идет не только о культуре поведения в туалете, а о культуре в широком смысле слова — об образованности, соответствии требованиям эпохи, благородстве, боязни уронить свой авторитет. О культуре, без которой нельзя говорить о патриотизме народа и даже о его инстинкте самосохранения.
Вот только один наш пример. Летом прошлого года в одной из запорожских школ директор посетовала: детей нет, уроки невозможно проводить — все на «железке». Я оторопело спросил, что значит на «железке»? «Металлолом воруют с проходящих составов, сбрасывают вниз и гибнут часто». «И много гибнет?» — спросил я. «Да, считай, по школьнику в неделю, а летом и больше», — грустно ответила она. А срезанные на Южно-Украинской АЭС провода, чуть не приведшие к катастрофе на атомной станции? А вырванный в шахте кабель, из-за чего чуть не погибла смена шахтеров — это не звенья одной цепи? Вот они, принципы и нормы, по которым мы сейчас живем. Можно ли их назвать нормами культуры гражданского общества?
И это не я осуждаю народ. Он сам себя осудил на такую грустную судьбу, и это имеет исторические корни. Избегая длительных экскурсов в прошлое, вспомним, что многие столетия народ Украины, к сожалению, не имел собственного государства, был «под игом». Подчеркну, — позволял держать себя под игом. Во время пребывания под немцем или турком, венгром или поляком, купцом или помещиком у многих поколений сформировалась своеобразная психология как основа культуры. Пусть звучит и обидно, но — психология холопа. Менталитет человека, который стремится жить с чужого стола, с хозяйского поля тем, что плохо лежит. А почти вековая история социализма не ослабила, а усилила настроения иждивенчества у огромной массы людей.
Культура и демократия
Перейдя к беспорядочному рынку, мы не просто не сумели, но даже не захотели увидеть проблемы формирования в обществе прагматической культуры социального партнерства, присущей гражданскому обществу. Не только партия, но и ученые в Украине до сих пор не сформировали гражданское сознание, которое будет проповедоваться обществом, поощряться им. Однако именно культура, и именно в смысле внутреннего комплекса принципов поведения и действия, определяет всю общественную жизнь страны. Не как образование, а образованность. Не как кодекс поведения, а само поведение. Не обещания быть честными, а честь. Не этикет, а достоинство. В этом — залог настоящего и будущего народа. И его экономического развития, и системы человеческих отношений, и прогресса науки и образования, и продолжительности жизни и ощущения счастья у людей.
Культура, характер, если хотите, менталитет — это неписаный договор между субъектами нации. Именно в этом сходство демократии и культуры. Ибо демократия — это тоже договор. И именно поэтому с демократией, как бы ни убеждали в обратном правительственные чиновники, некоторые ученые и множество «патриотов», у нас дела никудышные. Потому что нет культуры цивилизованного общества. Она отсутствует прежде всего потому, что постепенно сокращается число ее носителей.
Почему же сегодня интеллигенция — та нравственная, умная, созидательная часть общества, благодаря которой и произошла перестройка, состоялась независимость Украины, — почему она отброшена на рынки, на места вахтеров, изолирована от прогресса? Потому, что она сама позволила себе раствориться в толпе, сникла в минуту слабости и не смогла больше подняться.
Ум, талант, с присущими им тактом, предупредительностью, достоинством, благородством, сегодня невостребованы. Чтобы давать взятки и брать их, подкупать и быть подкупленным, «кидать» партнера, выдирать у правительства бюджетные деньги для собственного обогащения, воровать и насильничать, ни наука, ни образование, ни культура не нужны. Более того, они вредны.
Эти качества не нужны, не нужны и их носители. Не нужны, например, в бизнесе. Сегодня судьба фирмы, трудового коллектива, успех ее продукта и дела зависит от произвола кого угодно — пожарника и санврача, налогового инспектора и главы местной администрации, еще сотни «спиногрызов», только не от мнения, поддержки или осуждения, общества.
Все винят в этом чиновников. Но они есть и будут у нас и в других странах. Однако нашему обществу сегодня все равно, сколько нам нужно чиновников, что они должны делать и сколько им будут платить за это, — отсюда и чиновничий беспредел. Если бы общество захотело справедливости, стремилось стать гражданским, то на изменение ситуации с чиновничеством нужен был бы один день. И мы навсегда бы освободились от такого нонсенса, как праздники «під патронатом...» или «при поддержке...». Придуманные пиарщиками предвыборные слоганы, бездумно принятые толпами молодежи и населения на выборах, уже прочно вошли в повседневную жизнь. Не только в Киеве, но и в глубинке, они еще и еще раз подчеркивают всю абсурдность социального строя. Не народ, население дают государству право на проведение мероприятия, так как содержат их, выделяя свои средства. А наоборот, вопреки логике, взяв (?) у нас деньги, чиновники разрешают нам за них повеселиться, увидеть концерт или спортивный матч. В сознание сотен тысяч и миллионов людей стократно в день всаживается убеждение — видеть можно только с разрешения. НОНСЕНС!!!
Только у нас могла появиться бессмысленная до бесстыдства и абсурда реклама о том, что Государственное управление делами Президента организует... концерты Л.Долиной. Это алогичное и антидемократичное заявление, видимо, не известно самому Президенту. Появилось оно именно потому, что народ, простите за воровской лексикон (наш эфир заполнен именно таковым), «схавает» все, что захочет чиновник. И никто не возмутится тем, что новое чиновничье сообщество организовалось за наши налоги не для того, чтобы служить нам, к примеру обеспечивать прием граждан, не для выполнения тех программ, которые выдвинул Президент накануне выборов 1999 года. Сотни акций «під патронатом...» в конечном счете породили новую госслужбу с кабинетами, служебными машинами, телефонами, компьютерами, Интернетом и т.п. Сохранением доброго имени, чести, хотя бы для подобия демократии, приличия никто не озаботился.
Ведь невдомек нашим людям, что в цивилизованном демократическом обществе все наоборот. Чтобы не быть голословным, приведу один из тысяч (!) примеров из «ихней» жизни. Не так давно компания «Форд» провела масштабную акцию по доработке несовершенных авто, потратив на нее около двух миллиардов долларов. Причем возврат на гарантийный ремонт нескольких десятков тысяч автомобилей из-за технического несовершенства стоил гражданам только половину суммы. Еще столько же фирма потратила на презентации, пресс-конференции и прочее — чтобы убедить общественность в том, что компания работает на благо потребителя. И это был частный бизнес, защищенный всей силой тамошнего закона, а не госчиновники, подверженные критике и зависимые от населения и политиков. А почему так произошло? Потому что народ не позволяет обращаться с ним кое-как, и даже промышленники понимают свою полную зависимость от этого народа!!! Не говоря о политиках. Но вспомним, что, как справедливо писал Г.Почепцов, «партии в Украине живут успешно, невзирая на электорат».
Культура «общака»
Прискорбно признавать, но приходится, ибо уже заметно невооруженным взглядом: единственной устойчивой составляющей поведения миллионов людей в нашей стране, с натяжкой признаваемой как специфическая культура, можно назвать культуру «общака», бандитской сходки.
Начиналось все, казалось, незаметно и безобидно, с тюремного сленга, который сегодня преобладает не только в речи подростков и студентов, что само по себе не так уж безобидно. К сожалению, он уже стал всеобъемлющим в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких правительственных чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Шуточная риторика за десятилетие не только превратилась в средство общения толпы, но и начала формировать ее внешний облик, а главное — образ жизни.
Молодежь, наши дети стали все больше походить на бандитов. Вряд ли можно обнаружить еще одну европейскую страну, которая бы пестрела таким количеством бритоголовых с тупым выражением лица. Грустно отмечать, но в каждой киевской парикмахерской уже есть специальные насадки для стрижки бритоголовых.
Тюремный «общак» внес в наше общество культ силы, безнаказанности сильного. И уже в автомобильном потоке, в дворовых компаниях, в фирмах, в правительственных кабинетах, в зале Верховной Рады господствует тип личности наиболее наглый, безнаказанный, не имеющий моральных норм цивилизованного общества. Обратите внимание, уважаемые читатели, а если вы автомобилисты, то подтвердите, как наличие государственных знаков, неважно КА или КI, превращает водителя во властителя дороги, в бандита. «Бандита», потому что главное, что они делают, — нарушают правила дорожного движения.
Но мы же сами даем себя терроризировать сравнительно небольшой группе людей. Они ездят по нашим улицам в джипах с машинами охраны, сидят в известных ночных клубах. Они не стесняются демонстрировать свою силу. Уверен, именно это и не дает с ними разобраться. Если бы не их «авторитет», основанный на связях в верхних эшелонах, они бы стали легкой добычей наших «шараповых».
Однако точно так же, как правительственный «мерседес», бандитский джип «расталкивают» машины на киевских улицах, так и бюджетные деньги, кредиты, самые выгодные проекты получают не те, кто достоин, а тот, кто всех растолкал на пути к ним. С грустью можно предсказать, что на ближайших выборах победит не лучший, а тот, кто запасся, как выражаются сейчас публично, в прессе, силовым, административным ресурсом. Толпа же будет покорно безмолвствовать, подчиняться силе, в лучшем случае — бездействовать.
Скептичный читатель может возразить — ну что вы уж действительно — несколько тысяч диктует стиль жизни, культуру целому обществу?!
Нет, уважаемый читатель, не тысячи, а сотни тысяч и миллионы уже невольно поддерживают эти правила игры. Водители и охранники, повара и официанты, массажистки и парикмахеры, уборщицы и садовники, банщики и привратники, гаишники и постовые, строители и коммунальщики, врачи и политологи и еще люди десятка профессий живут от этого общака силы. Они, их семьи и дети воочию убеждаются, что так жить можно. Они ненавидят своих «благодетелей», но понимают, что возмутиться — это, в лучшем случае, потерять свое теплое место. Они убеждаются, что их босс недосягаем, а значит, их достаток связан с успехом шефа. И уже они, а не их боссы, едут на красный свет, идут через служебный вход, покупают всех и вся за деньги, предают своих близких и родственников, подавляют слабого и преклоняются перед сильным. Стереотипы в толпе распространяются молниеносно, вспомним Г.Лебона.
Кроме того, ведь коррупция, о которой президент говорит как о явлении исключительном и ограниченном, газеты пишут как о явлении довольно широком, а люди знают как о вещи всеобъемлющей, зиждется, к сожалению, на культуре самого народа. Смешно говорить о взяточниках, не вспоминая о взяткодателях. Сегодня нередко люди испытывают досаду не потому, что человек берет взятки, а потому, что сам не может брать. Оттого и появляются в прессе статьи в защиту олигархов, генерируется их общественная поддержка. У многих олигархи вызывают не отвращение, а часто восхищение. В крайнем случае зависть, мол, как же я сам-то не сумел!
Поэтому и в семье, и в Верховной Раде, и во дворе, и в компании — признается один способ разрешения споров — силовой. А именно мордобой, если посерьезнее — пуля. Общак и толпа другого способа не приемлет и не воспринимает иного. И когда большинство с меньшинством в Верховной Раде таскали друг друга за лацканы и били по лицу, они должны были знать, что этим продлевают убогое существование страны на десятилетия. Потому что тиражированный СМИ мордобой еще раз утверждался как норма общественной жизни. И смешно отлавливать хулиганов и наказывать, когда люди из высших эшелонов власти ведут себя недостойно.
Как прекратить «стрижку купонов»
на толпе
Сегодня один из главных вопросов звучит просто: кому выгодна холопская культура, потворство толпе? Прост, правда, и ответ: прежде всего — власти, олигархии. Ибо управлять стадом, или, если уж так режет слух, стаей, «братвой», толпой, значительно легче, чем структурированным, взыскательным, интеллектуальным гражданским обществом. А так самому не надо слишком напрягаться и пыжиться, потому что чем ближе стае вожак, чем он подобнее ей, тем скорее стая его воспримет.
Важно и то, что сохранение общества в состоянии толпы, глупой и эмоциональной, позволяет без чрезмерных усилий управлять ею, навязывать любые стереотипы поведения. Смотрите, как замечательно подтверждает эту мысль ситуация с кассетным скандалом. Как только один вожак прокричал «Держите преступников!», следом за ним толпа начала кричать «Сам дурак». И не сельский труженик, озабоченный выживанием, не интеллигент, спешащий продать оставшиеся томики Флобера, а сытые и довольные, вроде бы и умные. Ну, назовите в противовес хоть одно издание или телеканал, которые в этой ситуации сосредоточились не на поиске компромата на Мороза и других участников действа, а на поиске ответа — правда ли в кассетах.
Я — ни на чьей стороне в этом политическом спектакле. Пропажа Гонгадзе, которого я знал лично, — это человеческая трагедия. Я хочу, чтобы матери этого смелого человека дали ответы на ее вопросы. И пока этого не произойдет, пока народ этого не добьется, ничего хорошего и не будет. А все то, что сейчас «играется» вокруг — это известная антитехнология, «лесть охлократии». Лесть толпе, которая якобы во всем сама разберется. Но она не может это сделать. И страшно, что толпу это не беспокоит. Как будто не пропадают бесследно тысячи людей. Как будто такое не может случиться с каждым из нас.
Побороть же это можно, прежде всего, тем, что нужно ставить «диагноз» и начинать «лечение» — обсуждать проблему появления в обществе цивилизованной культуры как всеобщего договора. Нужно договориться о простом и понять: чтобы не воняло в подъездах — не надо мусорить, разбрасывать бумаги и щелкать семечки на пол. Либо надо убирать за собой. Чтобы в лифтах светили лампы — не надо их самим же бить или воровать. Чтобы стало чисто в городе — нужны урны и регулярная уборка и т. п.
А если думать серьезнее и масштабнее, то после выполнения вышеозначенных правил общежития, во-первых, нашей стране, народу нужны позитивные перемены, необходимы заметные события. История измеряется событиями. У нас же, если не учитывать побед братьев Кличко, триумфов и провалов киевского «Динамо», то, кроме провозглашения независимости, вспомнить много позитивных событий в истории народа очень трудно.
Во-вторых, необходим масштабный ликбез людей. А точнее система гражданского воспитания в обществе. Мы нуждаемся в формулировании и внедрении в толпу элементарных норм гражданского общества и в строгом соблюдении их. Надо, например, почти заново утверждать в сознании (и добиваться на практике) норму, что воровать — плохо, преступно. А также то, что наступит неотвратимое наказание общества за это. Нужно заново доказывать, что быть умным — это хорошо, это поощряется обществом. И при этом по-действенному поощрять интеллектуалов, дать возможность умным стать уважаемыми и богатыми, а не беднейшими. Чтобы стыдно было ликовать не президенту и правительству, а народу в день 10-летия Независимости, когда в его доме еще не вынесли погибших соотечественников-шахтеров. Чтобы хоть одна партия либо общественная организация «восстали», умерили пыл ликования политической верхушки (неизвестно по какому поводу). Хотя бы один политический лидер предложил, чтобы деньги за салюты, парады (парадная форма стоит чуть ли не триста долларов), деньги, вколоченные в киевский асфальт, были сэкономлены и перечислены на повышение безопасности шахт.
Кто же это сделает, спросит читатель? Кроме нас некому, потому мы и сделаем! Те, кто читает эти строки. Другое дело — когда? Я уверен, что «сверху» подобные реформы не начнутся. Приведу основания такого вывода. Я как-то спросил менеджера одного из американских городов, по какому показателю оценивают его работу? Он, не долго думая, ответил: «Меня оставят на работе на следующий год при условии, если за отчетный год в городе увеличилось количество бизнесменов и их вклад в городскую казну». Нужно ли доказывать, что у наших государственных чиновников позиция противоположная?
В цивилизованном обществе государство должно быть зависимым от народа, общества, быть его прорабом, а не заказчиком. Один из американских политологов, отвечая на вопрос, для чего нужна демократия, ответил: чтобы общество могло ограничивать государство. И не президент там «спрашивает с народа», а народ по большому счету спрашивает с Президента, и он не вправе никого «посылать», может только покаяться, как это сделали знаменитые представители своего народа Клинтон или Коль.
И если всерьез принимать слова гимна «ще не вмерла Україна», то наполнение их реальным смыслом я вижу только в том, что в нашем народе еще есть немало умных, честных и ответственных людей. Людей, которые, выйдя из внутренней эмиграции, смогут стать тем идейным и нравственным проводником, который необходим для радикальных и болезненных изменений в душах наших людей. И время это наступило — время выбора.