На Одесской киностудии наконец-то начаты съемки нового фильма режиссера Киры Муратовой «Второстепенные люди». Сценарий назывался по-другому — «Превратности судьбы». Но такое, достаточно общее, сочетание слов вряд ли могло точно отразить содержание фильма. Думается, он продолжает тему прошлогодней работы режиссера, короткометражной картины «Письмо в Америку». Снова в центре зрительского внимания окажутся второстепенные на сегодняшний день люди интеллигентных профессий, а также просто слабые и больные, которым общество отказывает сегодня во многом, да хотя бы во внимании.
Как и в предыдущем фильме, за сюжетную основу взят сценарий Сергея Четверткова, доработанный Кирой Муратовой и Евгением Голубенко. Картина прошла подготовительный период еще в 1999 году, и можно было бы начинать снимать, но не подоспели средства, выделяемые министерством культуры и искусств Украины. Приступить к съемкам удалось лишь после того как Одесская облгосадминистрация оказала существенную финансовую помощь группе.
Экономят одесские кинематографисты на всем, особенно на кинопленке фирмы «Кодак», делая минимальное количество дублей, один-два. Участие звезд не предполагается. Сценарист Сергей Четвертков исполнит одну из главных ролей, одесский кинорежиссер Николай Седнев — даже две, поскольку играет братьев-близнецов. В главной женской роли занята актриса комиктруппы «Маски» Наталья Бузько, ранее снимавшаяся у Муратовой в фильме «Три истории» (именно ее душила при помощи чулка героиня Ренаты Литвиновой). Четвертков и Седнев снимались в «Письме в Америку», как и одесский арт-критик Ута Кильтер, которая во «Второстепенных людях» играет роль подруги главной героини. Но встрече с этой самой подругой одинокая, несмотря на наличие двух любовников, телеведущая Вера не рада — кому нужны лишние свидетели, когда необходимо без шума и пыли спрятать в камере хранения... правильно, труп?!
Забегая вперед, уточним, что труп окажется мнимым, но героиня Натальи Бузько в данный момент об этом не знает. Снимаются сцены на Одесском морском вокзале. Тяжелый баул на колесиках «Вере» помогает поднимать по винтовой лестнице Филипп Панов. Молодой администратор «Театра мод Руслана Хвастова» получил роль душевнобольного паренька Миши, чьи лишенные привычной логики поступки лихо закручивают сюжет. Дебютант в большом кино, Филипп словно и не нуждается в репетициях, настолько талантливо и точно проводит каждый эпизод.
Кира Георгиевна, обычно не склонная давать интервью, отбивается от местных телевизионщиков. Наблюдать можно, отвлекать — ни в коем случае, свет уходит. «Второстепенные люди» создаются Муратовой в привычном творческом тандеме с московским кинооператором Геннадием Карюком. Режиссер верна себе, приглашая в качестве актеров непрофессионалов. Сниматься в сценах на морском вокзале пришли врачи, учителя, модели, милиционеры, пенсионеры, бывшие работники киностудии (вот кто обладает потрясающей экранной внешностью) и даже одна журналистка, автор этих строк. На площадке я встречаю героя своих статей, одесского модельера Руслана Хвастова, который занят в фильме и как актер, и как художник по костюмам. Выясняется, что играть ему даже легче, чем привыкать к специфике подбора одежды для артистов. Но освоить новую специальность очень интересно. Среди одеяний Веры (она ведь телеведущая) будет несколько эксклюзивных нарядов, созданных Хвастовым. А его самого зрители увидят в роли занятного криминального персонажа по имени Буль, причем в одном эпизоде Руслан фигурирует... в эсэсовской форме, как известно, самой красивой и стильной форме, какая только существовала в мире. Руслан Хвастов, кстати, в юности работавший на подиуме у самого Вячеслава Зайцева, запросто может создать образ «белокурой бестии».
Можно удивиться: к чему в современном фильме форма эсэсовца? После выхода на экраны муратовского фильма «Увлеченья» удивлялись балетной пачке на Светлане Коленде и сверкающему вечернему туалету на Ренате Литвиновой. А такая одежда добавляла необходимые штришки к образам милых чудачек, стремящихся быть красивыми даже в конюшне. Буль, конечно, не эсэсовец, но он как минимум жесток, что не мешает ему обладать привлекательной внешностью. Ведь не думаем же мы на пороге нового тысячелетия, что киношных злодеев должны играть непременно уроды?
Кроме актеров-людей, в новом фильме Муратовой будут сниматься и животные: собаки (породистые и не очень), голуби, свинья. Одна талантливая одесская обезьянка уже запечатлена на пленку как образец существа, полного нежности и любви к своему хозяину. Легенды по поводу того, как талантливы дети в Одессе, абсолютно оправданы — в этом убедились все, кто видел доблестную работу на площадке полуторагодовалой Полинки, дочери ассистента режиссера (и по совместительству актера) Павла Макарова. Девочка начинала оглушительно реветь при команде «Мотор!» и мгновенно умолкала, услышав «Снято!» Что, собственно, и требовалось».
Как всегда, на площадке у Киры Муратовой создается особая атмосфера, предваряющая появление странного, будоражащего, апеллирующего к глубинам подсознания фильма. И так не хочется, чтобы у режиссера возникали перебои в работе по причинам материального характера, как раньше — по идеологическим соображениям начальников. Как к этому ни относись, но именно Кира Муратова является на сегодняшний день единственным действующим украинским кинорежиссером с мировым именем.