UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВТОРОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ «ПЕКТОРАЛИ»

Вот и настал главный день в году для тех, кто считает своей музу Мельпомену и служит ей самоотверженно и с любовью...

Автор: Алла Подлужная

Вот и настал главный день в году для тех, кто считает своей музу Мельпомену и служит ей самоотверженно и с любовью. По доброй традиции, получившей свое начало 10 лет назад, в Международный день театра, киевские театралы собираются на свой праздник, чтобы узнать имена лучших. Вердикт выносит группа экспертов — лучших представителей украинской театральной критической мысли и членов оргкомитета, людей в области искусства уважаемых.

Премия «Киевская Пектораль» была основана в 1992 году. Вспомните атмосферу тех времен — эйфория, ожидание нового, самостоятельного, перенимание иного и рождение самобытного, возрождение, сохранение и дальнейшее развитие. Шли годы, восторженные настроения сменялись обыденным восприятием событий, новое становилось хорошо знакомым. Все эти моменты общественной жизни как в капле воды отражались и в театральных процессах. А в пространстве вокруг премии, призванной эти процессы классифицировать и упорядочивать, тенденции времени представлялись словно через увеличительное стекло. Прелесть новизны сменилась критикой премии. Упрекали в субъективности, догматичности, порой даже и в непрофессионализме судей. С этим можно было соглашаться или спорить, но оргкомитет премии оставался на твердых позициях: мнение экспертов, людей высокопрофессиональных, следует принимать как объективную оценку. Мнений и художественных пристрастий существует огромное множество, но, открывая второе десятилетие премии, оргкомитет, как и прежде, призывает эталоном оценки явлений «Киевской Пекторали» считать выводы своих экспертов. Поэтому придется согласиться с Богданом Ступкой, повторившим мудрый афоризм: «Жизнь — коротка, искусство — вечно, творчество и вдохновение измерить не дано», и посчитать, что сумма субъективных оценок в совокупности даст объективный результат.

«Все мы — частички Пекторали…». Эти слова гимна премии определили настрой церемонии. Ведь прежде всего — это праздник, радость общения, радость за коллег, которая способна отодвинуть на задний план даже горечь разочарования. Церемония награждения началась со знакомства со всеми номинантами, их замечательное содружество выстроилось на сцене плотным рядом, преобладала мужская половина (вот ведь как — женщин в театре больше, а искусство делают мужчины). Неожиданно, этого явно не было в сценарии, номинанты взялись за руки и пошли хороводом по сцене. Не было победителей и побежденных, смешными казались вопросы «что такое хорошо и что такое плохо?». Вот в чем истина — в этом сплетении рук, гармонии восприятия мира, открытости искусства, вот в этом хороводе театра, хороводе любви. И пусть спектакль Молодого театра «Хоровод любви» на этот раз не стал лучшим, но его название невольно определило суть театрального содружества «Пекторали» этого года, а возможно, и на годы последующие.

Минуты ожидания, напряжение момента раскрытия конверта с именем лауреата… Снова в лидерах по числу Пекторалей оказался композитор Юрий Шевченко, получивший шестую награду (за музыкальную концепцию спектакля «Хоровод любви»). К своим нескольким прибавила еще одну и балетмейстер Алла Рубина за лучшее пластическое решение того же спектакля. И еще раз «Хоровод любви» был указан в конверте — Станислав Боклан получил награду за мужскую роль второго плана. Не было борьбы в номинациях «Спектакль малой сцены» — «Батько», Театр им.
И.Франко, «Режиссерский дебют» — М.Михайличенко, «Волки и …», ТЮЗ. «За весомый вклад в театральное искусство» награды получили Ада Роговцева, Анна Николаева, Нина Новоселицкая. Круг спектаклей, попавших в число претендентов, не был широк. Тенденции обновления театрального языка, о которых упоминали эксперты, сосредоточились в ограниченном количестве спектаклей. Все остальные театры продолжают пользоваться проверенным, классическим театральным языком, вот и не попали в лидеры. А в их числе — «Весна священная» (Национальная опера) — лучший спектакль музыкального театра; «Кощей Бессмертный» (Детский музыкальный театр) — лучший спектакль для детей; Лидия Яремчук, «Письма любви» (Театр «Актер») — лучшая женская роль; Любовь Кубюк, «Тартюф, или лжец» (Театр им.И.Франко) — женская роль второго плана, Елена Лесникова, «7 Дней с Идиотом» (Центр «ДАХ») — актерский дебют. Премию этого года символично можно было назвать «Одинокая Пектораль». Почему? Режиссер Юрий Одинокий оказался лучшим в двух главных номинациях — режиссерская работа и лучший спектакль — «Женитьба» в Театре драмы и комедии. А актер Владимир Горянский, исполнивший в нем роль Подколесина, получил награду за лучшую мужскую роль.

Дом, который построил театр. Это о миниатюрной сцене Театра марионеток, театра удивительного, ищущего, открывающего новые неизведанные пути в театральном искусстве. Любой его спектакль, то ли для малышей, то ли для взрослых, — явление искусства, настоящее трепетное чудо. Пектораль «За театральный поиск» была вручена Театру марионеток за спектакль «Дом, который построил Свифт». Вот таким образом оценен киевский театральный год, таким его смоделировали театры, таким его увидели критики. Ну а театралам остается лишь сверять свои художественные вкусы с оценками профессионалов. Соглашайтесь, спорьте, восхищайтесь, протестуйте, выдвигайте свои аргументы, только не переставайте любить театр.