UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЯК О.КУЛИК СВОЕ БОЛОТО ХВАЛИТ, или КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ

.КУЛИК СВОЕ БОЛОТО ХВАЛИТ, или КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ Весной сего года по приглашению Центра современного искусства Сороса в конференц-зале Киево-Могилянской академии выступил с двухчасовой лекцией Олег Кулик...

Автор: Алла Зимняя

.КУЛИК СВОЕ БОЛОТО ХВАЛИТ, или КАК СТАТЬ ЗВЕЗДОЙ

Весной сего года по приглашению Центра современного искусства Сороса в конференц-зале Киево-Могилянской академии выступил с двухчасовой лекцией Олег Кулик. Не торопитесь сетовать на недостаточную осведомленность. Во-первых, вообще художественное творчество по целому ряду причин стоит несколько в стороне от гуманитарно-экономических интересов сограждан; во-вторых, Олег Кулик принадлежит к так называемому кругу элитарных художников, то есть доступных пониманию ну очень узкого круга особо подготовленных почитателей.

По неписаным канонам светской столичной жизни зал наполнялся в течение получаса от времени, заявленного как начало лекции. Пред жадные зрелищ и информации очи и уши молодых и не очень любителей и знатоков современного искусства в ритмично плюющем зеленью свете проектора явился сам Олег Кулик. Простой, симпатичный, крепкого телосложения украинский хлопец лет 35-40, с умным взглядом и очаровательной улыбкой (не предвещавшей последующего развития событий), скромно, без причуд одетый. И говорить начал «рідною мовою», и извинился, перейдя на «москальскую». Все-таки, 20 лет в России. Совсем юным, талантливым, мечтательным и решительным удрал он от серости, бездарности и тотальной глупости в места обетованные, в российскую глубинку подле благословенной Ясной Поляны. Место заведующего сельским клубом гарантировало относительную свободу и возможность в тишине мирной сельской жизни несуетно воплощать писательское планов громадье. Монография о жизни и творчестве О. Кулика пока в пути, поэтому, к сожалению, не могу проинформировать вас, дорогой читатель, что из написанного в сельской тиши издано, что ждет своего часа в рукописи и главное, когда и с чего начался Кулик - художник не слова, но мысли и жеста.

Поэтому рассказ о творчестве Кулика не что иное, как пересказ его лекции и переведение в вербальную сферу зрительного ряда ретроспективы авторских акций, записанных на видеопленку с 1992 по 1996 год и иллюстрировавших лекцию.

Фестиваль инсталляций «Анималистические проекты» в галерее «Риджина» - главное событие московской галерейной жизни весенне-летнего сезона 1992 года, возбудило московскую публику на множество невероятных домыслов и головоломных интерпретаций. Судите сами, три самых ярких и значительных, на взгляд главного проектанта О. Кулика, акции:

1. «Леопарды врываются в храм»

Натуральные, живые звери вольготно разгуливают по залу, небрежно разглядывая портреты трех поэтов-футуристов и три большие живописные работы. Одна в цвете тигра, другая - леопарда, третья - пантеры. С особым интересом они относятся к людям, находящимся в специально сооруженном металлическом загоне.

2. «Между собакой и коровой»

Ситуация, провоцирующая необходимость выбора либо формы, либо содержания. Собака, на которую надета условная коровья шкура, мечется на привязи между собачьей и коровьей пищей. Статистические сведения о большем количестве подходов к коровьему стойлу означают победу формы над содержанием.

3. «Пятачок делает подарки» -

акция предельно простая по форме: заколоть и разделать на глазах у зрителей свинку, потом раздать ее части в фирменных пакетах галереи «Риджина» присутствующим, но глубоко философская по содержанию: встряхнуть пыль с очерствевших обывательских душ видом настоящей крови, звуками настоящего предсмертного визга.

«Мы, кажется, упускаем одну важную точку зрения на наши проекты - точку зрения самих животных. Для них все эти вернисажи будут серьезным потрясением, а для некоторых закончатся просто ужасно. Это потрясение, мне кажется, важно будет вызвать и у зрителя, так же как и ужас, который испытает Пятачок, когда поймет, зачем его привезли в галерею «Риджина», - это текст О. Кулика 1992 года. На лекции в Киеве видеозапись процесса вспарывания брюха Пятачку, минуту назад доверчиво тыкающегося в руки и зрителей, и «жрецов», заставила вздрогнуть и притихнуть аудиторию, до сих пор с радостным восхищением аплодировавшую неординарному мышлению участников «анималистического проекта». За шесть лет, прошедших со дня проведения акции, набежал солидный процент ее социально-этической значимости. Убийство и свежевание Пятачка трактовалось О. Куликом уже не как яркое шоу, но как заранее задуманный протест против равнодушия и цинизма депутатов Госдумы, единогласно проголосовавших за смертную казнь в России. В связи с обнаружением новых оттенков и смыслов мне хочется сказать: «Не робей, Олег, называй вещи своими именами. Перформенс с Пятачком не что иное, как гениальное предчувствие чеченской резни и героическая попытка ее остановить.»

То ли вопли неподозревающего о своей великой миссии в искусстве Пятачка задели за живое художника, то ли были какие-то другие, не ведомые мне причины, но факт то, что следующей акцией, или по-научному перформенсом, стала проповедь Христа-животного. В него на время перевоплотился Олег Кулик. Накинув на крепкое тело тогу, а на голову - слегка оцарапавший его терновый венец, он взобрался на груду ящиков в центре базарного мясного павильона и, скрестив на груди коровьи (или бычьи) конечности, начал истово мычать, то бишь проповедовать. Очевидно, мясникам - не убий, а животным - не противься.

Творческое беспокойство бросило нашего героя в пучину новых идей и испытаний. Вспомнив Христа, Кулик не забыл и любимого им Франциска Ассизского, проповедовавшего птицам, и решил проповедовать ... рыбам. Естественно, на их языке. Для этого был сооружен аквариум шириной в 60 см и высотой в 1 м 20 см. Его укрепили на столбе, рядом с проезжей частью, наполнили водой и купленными на рынке карасями, лещами и окунями. Легкий морозец не остудил пыл художника - артефакт состоялся. Проповедник с крестом на груди и Библией в руках влез в аквариум и с головой ушел под воду. К пастве. Ну как, интересно? А вы говорите, искусство перестало быть актуальным, не может бередить и тревожить, удивлять и вызывать потрясения. Приготовьтесь, главные катарсисы впереди.

Убедившись в живом интересе практически всех слоев населения к братьям нашим меньшим и, по-видимому, слегка обидевшись на явное смещение зрительского внимания с собственно проекта на животных, Олег Кулик решает повернуть взгляды и помыслы на себя, Великого. Совершить прорыв, соединив в одном лице автора и произведение. 1994 год впрыгнет в историю искусства Куликом-собакой. Гениальной придумкой, позволившей автору объехать много стран. И себя показать, и других не только посмотреть, но и покусать. Опробовалась придумка, конечно, на соотечественниках. Как окажется позднее, их реакция почти не отличалась от реакции англичан, немцев, бельгийцев или американцев, лишь в некоторых случаях лакмусируя ментальность. Так американцы хорошо заработали, сделав из произведения искусства шоу и продавая на него билеты, бельгийцы тоже заработали, подав в суд на укусившее произведение, швейцарцы, со свойственной им рассудительностью, долго выясняли, что же это такое громко лающий человек мужского полу, стоящий на четвереньках, в ошейнике с тяжелой цепью, прикованной к двери, не пускающий солидную публику на престижный вернисаж. Если это хулиганство, то почему не забирает полиция, если произведение искусства - почему взаправду и больно кусается, и писает им под ноги? Победило произведение (вероятно, публика не рискнула прослыть несведущей в авангардных направлениях искусства), а притомившегося Кулика, с чувством исполненного долга (не могу с полной уверенностью сказать какого: собачьего, человечьего, художничьего) и удовлетворения творческих амбиций препроводили в полицейскую машину. На четвереньках, держа за ошейник, уважительно не нарушив целостность художественного образа, не то что ортодоксы-англичане (какая ж уважающая себя собака на задних лапах идет в полицейскую машину?).

Украина упустила свой шанс стать в ряду цивилизованных государств, не потянула европейский уровень культурного развития масс, волной стихийного негодования смыв попытку подтянуть несколько заторможенное сознание малороссов до уровня старших братьев из России и Польши. В октябре 1995 года мускулистыми руками омоновцев была закрыта, не успевшая открыться, выставка «Kiyiv Art Meeting», где самой радикальной была экспозиция фотографий Олега Кулика. Его величество случай (совпадение места и времени проведения выставки и торжественного собрания с участием министра обороны Украины по случаю дня Национальной гвардии) роковым образом повлиял на развитие современного искусства в Украине. Но, к счастью, есть неприкосновенная территория Центра Сороса, где можно все. И даже больше. Есть где припасть к живому источнику, испить чистой водицы. Слава Соросу деньги дающему!

Последний год Кулик пробуксовывает, он в нерешительности перед открывшимися горизонтами, он дает нам шанс вырваться вперед и возглавить мировой процесс. Где ты, Герой, откликнись? Тебе выпало счастье стать мировой звездой, разбудить привыкшего к лени бытового комфорта обывателя, вдруг и без особых усилий стать Художником. Для этого не нужно утруждать себя унылым изучением банально-традиционных форм самовыражения, как-то живопись, либо графика, либо скульптура, либо просто дизайн; мучить и без того усталый мозг прописными философскими истинами, перетаскиваемыми занудами из века в век, из книги в книгу, достаточно хорошенько изучить наследие Кулика…