UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСТРЕЧИ У ФОНТАНА

Благодаря новой телевизионной программе «Фонтан-клуб», выходящей на канале «1+1», в Украину «с дружеским визитом» стали прилетать специалисты по редкостному жанру...

Автор: Богдана Злуницына

Благодаря новой телевизионной программе «Фонтан-клуб», выходящей на канале «1+1», в Украину «с дружеским визитом» стали прилетать специалисты по редкостному жанру. Может, сам жанр и не столь редок, только вот настоящие удачи в нем случаются не часто, поскольку зрителя здесь обмануть невозможно - длинные ноги «не подклеишь», обаяние не займешь, компьютерной графикой не подкорректируешь овал. Кстати, об овале. В материалах журнала «Фонтан» есть такое четверостишие:

С какой любовью б целовал

Я ваш пленительный овал.

Когда б овал ваш был квадрат,

То вас я б целовал, как брат.

В гостях у Валерия Хаита уже побывали следующие овалы: Семен Альтов, Михаил Вишневский, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Ян Таксюр, Андрей Кнышев, Вадим Жук, Резо Габриадзе, Семен Фарада, Анатолий Трушкин, Марк Розовский... Эти имена могли бы украсить любую афишу и причем не только в пределах аудитории, понимающей исключительно русский язык. Поэтому одно простое перечисление выглядит довольно роскошно.

Гости, в основном московские, уставшие от российского, извините за украинское слово, «карколомного» политически-сатирически-водевильного представления, а в Киеве уже слышен аромат Одессы, люди откровенно ходят в белых брюках, помня о завещании Великого комбинатора, по которому белые штаны есть важный элемент огромного человеческого счастья. И неважно, что это не только у нас, главное, что и у нас тоже. Перед съемками маститые авторы и исполнители волнуются, но огромные женские глаза, которых всегда, почему-то большинство, приветливо распахиваются и опасения проходят, остается только одна проблема - «глаз постоянно возбужден», как сказал Семен Фарада, и при этом он постоянно «ошибался» в своем возрасте, стараясь остаться молодым. В выступлении приглашенных звезд, в их общении с ведущим существует довольно ощутимое пространство настоящей импровизации. Конечно, все они профессионалы «высшей пробы» и ошибаются редко, но даже оплошность становится маленьким кусочком настоящего живого общения. Ведь атмосфера всегда различна и, наверное, задается первым появлением ведущего с красной бабочкой, по-хозяйски передвигающего мебель. Все и так хорошо, все на местах, но это его внутренняя обязанность.

Обычно гость приносит что-нибудь с собою. Вадим Жук показал нам легендарного чижика-пыжика, который недавно был установлен на его «исторической родине» - на Фонтанке в Петербурге. А Резо Габриадзе поделится своей радостью по поводу приобретения на парижской барахолке игрушечного железнодорожного столба, который «играет» в его кукольном спектакле «Сталинградская битва». Кстати, спектакль великолепный. Он был показан в рамках театрального фестиваля «Київ травневий», и очень жаль, что тонкое высокохудожественное зрелище, показанное почти во всех европейских столицах, у нас увидели человек шестьдесят и не по причине стоимости билета. Мы очень спешим посмотреть многое и не всегда чувствуем, где надо остановиться и задуматься. А умные люди всегда были редкостью, может поэтому зрители «Фонтан-клуба» то смеются, а то вдруг замирают, боясь что-то пропустить, не услышать. Для ведущего в этой ситуации очень важно оказаться радушным хозяином и все внимание отдать гостю, все записки только для него, все камеры нацелены на говорящего. Хотите - пойте или станцуйте, главное - делайте это талантливо.

Сам Валерий Исаакович не склонен классифицировать юмор. Как и музыка, он либо плох, либо хорош. Еще Теофиль Готье прекрасно передал эту формулу в своем высказывании: «Нет ничего лучше хорошей оперы и нет ничего хуже плохой оперы». Хаит предпочитает не шутить и о политике: «Шутить на политические темы неперспективно, поскольку это достаточно легко. Есть усталость и ностальгия по легкому юмору в естественном его проявлении. В юморе очень важен вкус, и если юмор вызывает катарсис, то это нормально. Сейчас необходим юмор, помогающий жить, а не ставящий новые проблемы».

Актеры обычно любят вспоминать знаменитую фразу Аркадия Райкина: «Если меня поставить к теплой стенке, то со мною можно поговорить». Можно сказать, что в «Фонтан-клубе» эта стенка есть. И самая теплая стена - «четвертая» (если пользоваться театральной терминологией) - зрительный зал, который жертвенно соглашается «работать» на записи иногда трех программ подряд. Что поделаешь, любовь.