UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСТРЕЧА С НАДЕЖДОЙ

Есть артисты, музыканты, дирижеры, на концерты которых идешь как на праздник. Ждешь появления Маэстро на сцене, первых звуков оркестра, первых звуков его Страдивари...

Автор: Ольга Алексеенко

Есть артисты, музыканты, дирижеры, на концерты которых идешь как на праздник. Ждешь появления Маэстро на сцене, первых звуков оркестра, первых звуков его Страдивари. И мечтаешь о том мгновении, когда ты растворишься в музыке. Именно такие мгновения дарит своим слушателям Владимир Спиваков, чьи концерты не требуют большой рекламы, чьи концерты проходят при аншлагах всегда.

В этот приезд, который проходил в рамках Всеукраинского фестиваля «Тебе, Украина!», Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» выступал в Киеве после восьми концертов в восьми городах (Львов, Луганск, Донецк, Одесса, Севастополь, Харьков, Запорожье). Завершение десятидневного тура предстояло в Днепропетровске.

Это сказалось на графике Спивакова в Киеве: приезд, репетиция, концерт.

На запланированную пресс-конференцию Маэстро, который всегда с интересом общался с киевскими журналистами, не пришел (репетировал до последней минуты) - вместо него с представителями масс-медиа общался директор «Виртуозов» Д.Агеев. Он дал много интересной информации. Так, с сентября этого года Владимир Теодорович подписал контракт с Российским национальным оркестром (30 сентября состоялся первый концерт), однако он думает о продолжении работы и с «Виртуозами Москвы». У этого прославленного коллектива для творчества сейчас нелегкие времена, так как происходит естественная, но болезненная для любого оркестра смена поколений. Директор оркестра отметил, что сейчас в связи с тем, что оркестр стал муниципальным города Москвы, базой для него будет не Испания, а Россия, потому поиски музыкантов, в основном будут происходить в России. Мэр Москвы Юрий Лужков для «Виртуозов Москвы» начал строить Дворец музыки с тремя залами, чтобы музыканты в своей стране чувствовали себя комфортно. (К слову, зарплата у оркестрантов самая высокая - 260-270 долл.) Такое внимание мэра к оркестру Спивакова вызывает чувство глубокой зависти, зная положение музыкантов-орекстрантов и дирижеров в Киеве.

Прекрасным, по-человечески трогательным было начало концерта - исполнение Адажио Марчелло - памяти друга, выдающегося певца Украины Анатолия Соловьяненко.

В произведении Д.Россини «Вариации для гобоя с оркестром» мы услышали мастерское исполнение солиста Алексея Уткина, которое органично ансамблировало с игрой оркестра. Владимир Спиваков изменил не только внешность (он в этом концерте появился поседевшим), но и манеру дирижирования. Жест стал сдержаннее, четче, а сам дирижер - «академичнее». В игре «Виртуозов» по-прежнему привлекает общая динамика формы и гибкость, богатство оттенков. Также превосходно прозвучал Концерт для скрипки с оркестром В.А.Моцарта №2 (солист Владимир Спиваков). Выдающийся скрипач Спиваков в прекрасной форме (как сказал директор на пресс-конференции «он почти не занимается преподавательской работой, так как много играет сам»).

В этом гастрольном туре Маэстро в каждом городе Украины играл с исполнителями этого региона. В концерте в Киеве с ним выступили Национальная капелла «Думка» и хор мальчиков средней специальной музыкальной школы имени Н.Лысенко.

Хор мальчиков обладает прекрасным вокалом, и с «Виртуозами Москвы» под управлением Владимира Спивакова вдохновенно спел Моцарта «Ave verum corpus». К сожалению, в «Глории» Вивальди - пение «Думки» и особенно солисток вызвало у слушателей ощущение недостаточной подготовленности артистов к этому выступлению. Возможно, сказалось отсутствие предварительных репетиций.

Все впечатление от концерта улучшили «бисовки» Маэстро. Когда на сцену вышел маленький виртуоз Дима Макаренко (флейтист из Киевской детской академии искусств) и сыграл легко и технически совершенно с «Виртуозами» Скерцо И.С.Баха, зал взорвался шквалом аплодисментов. И на этой волне успеха - изящный поклон Маэстро и обращение к прекрасным дамам, посвящение им «Венского вальса» Штрауса. Вспомнились все прежние концерты в Киеве - артистизм, непринужденность, театральность Спивакова-дирижера, с его режиссурой, драматургией концерта, в котором серьезная, глубокое всегда было рядом с изящной шуткой, импровизом. Таким стал «Пустячок» Андерсона, которым завершился этот концерт. Владимир Спиваков подарил в этом свою улыбку слушателям, которые не хотели уходить, расставаться со своим любимцем. (С этого концерта - Народным артистом Украины).

Нападки критики в Москве на Владимира Спивакова участились в последнее время, но никакими статьями не перечеркнуть талантливое умение этого выдающегося музыканта дарить людям свое искрящееся искусство.