UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вспоминая и смеясь

Иногда время бежит быстрее, чем мы, иногда оно сгущается, и в считанные минуты происходит невообразимо много всего, но вскоре события затихают, вещи снова ложатся на места и окружающее понемногу становится будничным...

Автор: Владимир Кицелюк

Иногда время бежит быстрее, чем мы, иногда оно сгущается, и в считанные минуты происходит невообразимо много всего, но вскоре события затихают, вещи снова ложатся на места и окружающее понемногу становится будничным. До следующего момента.

На дворе осень. Заметное количество оранжевых курток, шапок, шарфов снова появилось на улицах — остатки гардеробов с прошлого сезона, которые холод заставил одеть. Прошел год с тех пор, как мода на оранжевый цвет достигла своего пика, многое изменилось, немало забылось. Тем не менее подсознательно возникает мысль —не пора ли снова ехать на Майдан: просто по сезонной привычке, в поисках горячих радостных лиц или за смехом и витаминизированными шутками.

За последними безошибочно можно обратиться к Михаилу Дубинянскому. Он только что собрал нам воедино, наверное, все, что только можно было, из шуток, сатиры, анекдотов и курьезов оранжевой революции в книге, которая так и называется — «Тисяча посмішок помаранчевої революції». Эдакая энциклопедия тех событий, только без официоза: все названы по-простому, так, как было. Юмористическая хроника, отражающая все временные отрезки того семимесячного политического периода. Книга может служить и довольно своеобразным учебником по истории: ее разделы размещены в хронологическом порядке и подкреплены краткими предисловиями, призванными сориентировать читателя в событиях. Этих разделов аж 30, в соответствии с количеством сатирически важных моментов и событий. Еще издание напоминает напряженный роман, события в нем постепенно нарастают, эмоции достигают своего пика где-то перед вторым туром выборов, держатся так некоторое время, а потом опускаются ниже отметки воинственности и движутся к хеппи-энду. В конце концов — это и учебник политического смехообразования.

Основные герои, лучше всех сыгравшие свои роли общественных шутов, получили самые престижные места в этой книге, их деятельность местами воспета их же фразами и словоблудием. Чего только стоит упоминание о священных для революции образах американских валенок и наколотых апельсинов. Или о памятных конкурсах художественного падения, посвященных яичному «покушению» на «прємьєра» Януковича. Последний, бесспорно, занимает первую позицию народных рейтингов; большая часть громких афоризмов и словесных ляпсусов, впрочем, как и авторство великого множества абсурдных ситуаций, принадлежат именно ему. Листая страницы, многое еще можно вспомнить и вволю насмеяться.

Возможно, непосвященным, тем, кто ничего не знает об оранжевой революции, эти тексты и не кажутся смешными, все же за год и сами герои фольклора трансформировали свой статус и уже мало похожи на персонажей анекдотов и частушек. Тем не менее историю, говорит Дубинянский, забывать не стоит. И в этом он прав.

Самая значительная сумма материала почерпнута, пожалуй, все же из Интернета, который тогда был вне цензуры, вне конкуренции и мог свободно вместить даже самые язвительные словечки — естественно, с матом включительно. Его, правда, в книге заменили точками или интеллигентно пропустили. Жаль, что к изданию не прилагается компакт-диск с такой мультпродукцией, как «Веселые яйца», «Операция «Проффесор», и с компьютерными играми типа «Хамского яичка». Тем не менее бонус все же есть. По краям страниц нарисован флэш-мультик, который можно посмотреть, быстро их листая. Черная и белая фигурки человечков-боксеров игриво бегают из одного угла в другой, трижды встречаются, выбрасывают друг друга за пределы листа, и, конечно, победит белая фигурка — с цветком.

Золотым дном шуток окажется не один сюжет. Хотя бы теледебаты. Дедушка Фрейд лекцию мог бы прочитать на примерах разных оговорок, опрометчиво слетевших с уст «Я». Вдоволь можно посмеяться и над курьезами, связанными с ВВП (Владимиром Владимировичем Путиным), например, моментами предвыборной агитации, транслировавшейся на всех провластных каналах. Или над странными взаимоотношениями между российским президентом и премьером Януковичем, подслащенных конфетами. Или над неуместным неоднократным поздравлением победителя после так называемых подсчетов экзитполов. Неужели все это было? Сейчас даже в воображении не совсем укладывается.

Во избежание однобокости, нужно сказать, что существовало немало насмешек и в адрес оппозиционных сил, но в большинстве своем не народных, и их количество не шло ни в какое сравнение с количеством выданных на-гора оранжевыми. Бело-голубые провели несколько акций такого сюжетного плана, как раздавливание апельсинов, сожжение чучел оппонентов, и нарисовали ряд карикатур. Но конкурировать не могли.

Привлекает внимание в книге и количество перформансов, проведенных в то межсезонье. Все те возложения макаронных изделий под стены телекомпаний, написание километровых писем на холстах, флэш-мобы и парады зэков на улицах невольно вызывают параллели с карнавальным постмодерным обществом. Люди — как движитель, сила — в имитации. Можно говорить и о психотерапевтическом эффекте таких акций, как и всего юмора, — когда безболезненно высвобождается избыточная энергия, да еще и приносит удовлетворение. Снова по Фрейду.

Такая вещь, как политическая сатира, — не новинка для Украины. Она была распространена во времена Первой мировой войны, тогда ее активно продуцировали сами солдаты разных армий; потом, в межвоенное время, особенно популярной была карикатура на политических деятелей или видных лиц, среди украинских мастеров отличился известный Эдуард Козак, позднее продолживший работу в эмиграции. В советском политикуме среди фигур для насмешек хорошо известен Брежнев, немалую волну анекдотов породили и времена перестройки. Но выборы президента 2004 года, переросшие в мирную революцию, — подарили нам настоящий фольклорный юмористический бум, и в этом успешно убеждают пятьсот с лишним страниц книги.

Издание рекомендовано автором для организации досуга, поскольку оно идеально для этого подходит. Добавлю, что его можно читать и в кругу друзей, и самому, срок годности — неограничен. Качество гарантировано, сорт высший. Но это уже шутки. Лично мне больше всего нравятся блоки прямой речи и калейдоскопы курьезов, анекдоты же — продукт на любителя. Вообще, такой книжкой можно смело пиарить революцию.

Хотя, вспоминая те холодные месяцы с абсолютно непрогнозированным поворотом событий, иногда становится жутко. Но когда даже в самую трудную, самую напряженную минуту народ смеется, да еще и использует это как оружие, — он действительно становится непобедимым. И тогда на самом деле имеет право называться толерантным и добрым.

Потому что на страже революции мы поставили слово — смешное, насмешливое, непреклонное — и в рамках такого юмористического духа и дошли до конца, до победы. А если бы кто-то сказал, что мы — «казлы», то должен возразить: мы все же не козлы. Мы — мудрые, да еще и языкастые. И этот революционный архив улыбок — наши клейноды и боевые знамена. Кто возразит, что революции не бывают смешными?

Сейчас, когда события уже устоялись, а на дворе совсем иная осень, я не хотел бы анонсировать перелет птиц в теплые края или что-то в этом роде. Но достижения сегодняшнего дня все же попахивают утраченными надеждами. Или — вчерашний апгрейд меня уже не удовлетворяет. Пора ехать дальше, а хронология — хорошая штука, пусть живет вечно. Аминь и люксусового смеха!

Дубинянський Михайло. Тисяча посмішок помаранчевої революції. Київ, «Факт», 2005.