Джордж Майкл на этой неделе выступил в Киеве на футбольном поле СК «Олимпийский». И своим концертом подтвердил очевидное: украинская столица в этом году, наконец, стала одной из важнейших гастрольных пристаней мирового шоу-бизнеса. Шоу суперзвезды в Украине — качественное, полноценное супертехничное зрелище. Со всеми полагающимися атрибутами и сюжетными ходами — вплоть до мультипликационных Буша, Блэра и самого Майкла.
За последний десяток лет на нашу страну, конечно же, снисходили различные звезды мировой эстрады. Ко многим, правда, более подходил титул «закатившиеся» звезды. Например, сладкоголосый Демис Руссос. Или безукоризненно элегантный и музыкальный Тото Кутуньо. Была неоднократно и подрастерявшая привлекательность (а также вокал) Патрисия Каас. Гостили подуставшие «Риччи и повери», омолодившиеся «Бони М» (разве что название осталось).
Впрочем, подобные «вояжи» в большинстве своем лишь подтверждали утрату былой популярности многих этих исполнителей. Куда еще ехать, когда солнце зашло за горизонт? Именно сюда…
Но с Джорджем Майклом (как и с Элтоном Джоном, не так давно выступавшим в Киеве на Майдане) ситуация иная. В честь своего юбилея (как сказали бы у нас), 25-летия творческой деятельности, по-прежнему актуальный Джордж Майкл решился на серьезный европейский тур. Для мега-шоу выбрал города с огромными стадионами. Это то самое шоу из мирового тура Джорджа Майкла, которое не так давно проходило на лондонском «Уэмбли». И приятно, конечно, что не пропустил в этом перечне и украинскую столицу.
Стадион, конечно, не концертный зал. Да и место встречи назначали не зрители. И арена СК «Олимпийский» оказалась, мягко говоря, не совсем готова к приему мегазвезды поп-музыки такого уровня. Но, право, не переносить же гастроли поп-звезд первого эшелона на 2012 год, когда столичные спортивные сооружения отмоют к грядущему футбольному чемпионату?.. Да и солнце садилось в этот вечер не в «назначенное для концерта время», а два часа спустя… Поэтому достигнуть желаемого светотехнического эффекта стало возможно, лишь когда зрители были несколько измотаны ожиданием и хотели не запоздавших извинений, а своевременной и точной информации.
Однако напряженное ожидание кумира — тоже один из способов подогрева аудитории. Как и потоки рекламной информации, которые обрушила на потенциальных слушателей пиар-команда певца. Полагаю, если бы Майкла выставляли в виде отличного семьянина, пропагандирующего здоровый образ жизни, самые вместительные стадионы от Португалии до Финляндии явно лишились бы части его фанов. Да уж, не нами замечено, что «мир перевернулся», и человек, ранее скрывавший склонность к наркомании и гомосексуализму, сегодня бросает циничный вызов обществу. Нередко он в фаворе. Он активен. И аномалии сознания требуют отождествлять со свободным выявлением духа и узаконить их по всем статьям. Популярность многих представителей гей-культуры, не говоря уж о наркоманах, иногда и делает подобные заявления публично значимыми.
Однако Джордж Майкл, он же Йоргос Кириакос Панайоту, утверждает, что его скандальный имидж во многом сформирован искусственно — с целью подразнить публику. И вызвать пусть и нездоровый, но интерес к собственной персоне. Не зря говорят, что Майкл обладает бесценным талантом выходить чистым из любой грязи. Он зарабатывает уважение там, где другим остаются лишь презрительные ухмылки. На сцене он шоумен, для которого менять оболочку — привычное дело. Ведь важен только момент запоминания. А вот как он этого добьется — вопрос десятый.
В аудио- и видеоизмерениях, то есть в мире виртуальном, Джордж Майкл прежде всего — тонкий музыкант и лирик. Голос Панайоту (возможно, он действительно должен благодарить за него свое греческое происхождение) — едва ли не лучший в мире поп-музыки последних десятилетий. И еще достойна восхищения его верность мелодии как главному выразительному средству лирической музыки. Хотя и жесткие ритмы Майкла заводят слушателей с пол-оборота. А когда все это соединяется с тембровыми находками и изобретательной перкуссией, впечатляет вдвойне.
Майкл отлично чувствует, чего хочет публика. За четверть века он угощал ее то африканскими ритмами, то джазовыми гармониями, то ретропроменадами. Как автор музыки, он чутко улавливал пульс фанка, диско, рока. Но не был похож, к примеру, на другого идола толпы — Фредди Меркьюри, сходство с которым ему всегда приписывали. Хотя бы потому, что покорял не внешней экспрессивностью, а внутренним чувством, выраженным с помощью голоса.
В киевском концерте, в рамках мегатура, около двадцати песен из юбилейного тройного альбома Дж. Майкла Greatest Hits «Twentyfive». В нем признанные лирические хиты, такие как «Father Figure», «Jesus To A Child», «Praying For Time», «Song to the Siren». Каждая композиция пышет чувственностью. Многое, очевидно, автобиографично.
Плазменные экраны высотой с пятиэтажный дом мягко «стекают» с верхушки конструкции на подиум, как циферблат на картине Сальвадора Дали. На них с помощью анимации и компьютерной графики искрят и перекатываются «волны», бликуют и меняют фигурацию геометрические детали и «сердечки». Постоянно возникают эмблемы, символы и просто знакомые образы. Иногда эффект случайности сменяет продуманный художественный прием, будто аккомпанемент к песне. Иногда Дж. Майкл заставляет вспомнить, что некоторые его клипы жесткого политического содержания, касающиеся Дж. Буша и Т.Блэра, были запрещены цензурой в США и Великобритании. И виртуальный шоумен попросту дерзит, включая в программу «Shoot The Dog».
Однако мультипликационные пародии на зарубежных политиков — не самая сильная сторона его творческого поиска. И даже не самая интересная тема для нашей и без того «политизированной» аудитории. Поэтому появление огромной надувной фигуры американского президента, которая через время становится похожей и на британского премьера, — едва ли удачное завершение первого отделения шоу. Во второй части концерта Дж. Майкл опять использует этот прием, связав образы американской статуи Свободы и действующего президента в пародийном ключе. Будто бы вновь старается подтвердить навязчивую репутацию нарушителя общественного порядка и политического бунтаря. А в итоге — все наоборот. Майкл (и он сам это утверждает) прежде всего объясняет людям, как они могут сбежать от обыденности…
Его дискотечно-моторные композиции бодрят фан-зону и приводят в беспрерывное движение зону танцевальную. Кажется, под «Flawless» пляшет уже все стадионное поле, на котором разместилась наиболее оживленная часть публики. Но и трибуны не дремлют, подпевая в местах, где Майкл разучивает с аудиторией нехитрые подпевки к своим шлягерам...
Особых комплиментов заслуживают музыканты Дж. Майкла. Инструментальному составу (гитары, клавишные, перкуссия) было нелегко играть в едином ансамбле. Так как они размещались порознь на высоких позициях сценической конструкции. А вокальный состав (шесть бэк-вокалистов) находился вблизи кумира публики.
В этом концерте у звезды, как говорят, было более ста помощников. Установить такую зрелищную махину и разместить аппаратуру на спортарене, действительно, дело нешуточное. Но современные зрелищные технологии, как видим, позволяют это сделать быстро и эффективно. Ведь концерт в Москве, откуда приехало шоу, закончился меньше чем за трое суток до киевского выступления.
И все же… И все же стадионный аналог концерта, на мой взгляд, во многом проигрывает домашнему прослушиванию его треков. Впрочем, это касается не только Дж. Майкла, но его в первую очередь. Какова бы ни была звуковая аппаратура, воспроизвести все акустические тонкости она не в состоянии. «Эффект толпы» мешает сосредоточиться на личном восприятии музыки и текста, в котором преобладают заданные лирические тона. И наоборот… У «виртуального» Майкла нет задачи покорить стадион, он не действует по технологиям «акул пиара». В конечном счете, он просто стареющее дитя сумасшедшего мира, которое потеряло в толпе родителей. А толпа — не лучший воспитатель и скверный советчик.
Кстати…
Отец Джорджа Майкла следует за своим сыном по всему маршруту его нынешнего международного тура. И в Киеве г-н Панайоту в vip-секторе с воодушевлением и вниманием наблюдал за выступлением Майкла, радуясь бурной реакции киевлян. Что же касается самого Майкла, то один из самых трогательных моментов его шоу — финальные титры на огромном экране. В этих титрах — не тексты песен, а имена абсолютно всех людей, которые создавали и поддерживали мегашоу Джорджа Майкла. Десятки фамилий! Все до единого, вплоть до поименного перечня водителей трейлеров, которые задействованы в этом проекте. В общем: «Всем спасибо!».