UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВСЕХ СТАНОВ НЕ БОЕЦ», или УКРАИНСКИЙ ТЕАТР НА РАСПУТЬЕ

филолог, театровед. Аспирантка Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом)...

Автор: Елена Раскина

филолог, театровед. Аспирантка Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом). Окончила филологический факультет Национального университета им. Т.Шевченко. В настоящее время - ведущий редактор Института частного права и предпринимательства Академии правовых наук Украины

Украинский театр сегодня - это «всех станов не боец, а только гость», правда, не случайный, а примелькавшийся. Театральные коллективы мечутся между еще не изжитым совком, претензией на великосветскость, национально окрашенной ностальгией и авангардными трюками не первой свежести. И столичные труппы яркий тому пример. Так, в Театре имени И.Франко тривиальные салонные пьесы вроде «Интимной жизни», где актеры, изображая лощеных европейских граждан, то и дело потягивают коктейли и меняют костюмы, сменяются телогреечно-гимнастерочными «Тремя сестрами» и иногда, в виде исключения, виртуозным «Швейком» или любимым, душещипательным «Тевье-Тевелем». И дело не в том, что плохо ставить пьесы о Рио-де-Жанейро, где мулаты ходят в белых штанах, или ностальгировать по собственному прошлому, а в том, чтобы смокинги и телогрейки не казались взятыми напрокат случайными одеждами, из которых мы уже выросли или до которых еще не доросли.

Органичнее в этом отношении выглядят камерные театры. Они не только блистают на фестивалях вроде «Киевской пекторали» или «Парсуны», но и выдерживают свой стиль, дорастая до символичности и мифологичности. Наверное, это не так уж трудно, если с камерными театрами по очереди сотрудничают лучшие театральные силы страны. Театры-студии часто и охотно ездят на фестивали, как киевский театр на ул. Ереванской, успевший за лето побывать и в Литве, и в Молдавии, и не менее охотно устраивают фестивали у себя. «Сузір'я» - киевский рекордсмен по устройству фестивалей - обещает стать рекордсменом и по количеству премьер.

Крупные театры премьерами балуют редко, да и к чему - им не нужно, как камерным театрам, ежепостановочно подтверждать свою репутацию. В Киеве постоянно обновляет репертуар разве что амбициозно-монолитный Театр на Левом берегу. Другие, чтобы порадовать зрителей достойной премьерой, приглашают варягов «из-за моря», как это сделал Театр русской драмы, сотворивший «Ревизора» под руководством Рюрика, Синеуса и Трувора - петербуржцев Ю. Аксенова, В. Фирера и С. Слонимского.

Конечно, варягов нужно звать почаще - украинскому театру вообще не хватает здорового космополитизма, - но чтобы это не выглядело последней соломинкой для утопающего. Хватит забиваться в уютную нишу и встречаться с зарубежными театральными коллективами только во время безумно дорогих коммерческих гастролей. Нужно ездить на фестивали и приглашать к себе. И поддерживать камерные театры в их космополитском энтузиазме, пока этот энтузиазм не оскудел.

Студийное движение сейчас вообще не на взлете - позади театральный бум начала 90-х. Выживать становится все труднее - чиновники от культуры почему-то уверены, что достаточно двух-трех крупных трупп на город, чтобы поддерживать театральные страсти. Если уж на то пошло, можно и ни одной не иметь, но тогда нас ожидает вырождение нации.

Современный украинский театр пребывает в состоянии творческой кристаллизации, выработки художественных программ и формирования культурных парадигм. Он становится не только гостем всех станов, но и обладателем своего собственного. А каким будет этот стан - покажет будущее.