UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всегда в продаже. Сериалы: кирпичи и обломки телеэфира

Только не надо лукавить. И давно не стоит мудрствовать «как бы эффективней преобразовать телеэфир»...

Автор: Олег Вергелис

Только не надо лукавить. И давно не стоит мудрствовать «как бы эффективней преобразовать телеэфир». Так его крути или иначе выворачивай, а главным строительным материалом — кирпичом и цементом — для ТВ-сеток, а следовательно, основной убойной силой для рейтинговых достижений каналов был, есть и будет — сериал. К сожалению, к счастью или к несчастью. И в 2007-м в телезабеге выиграл тот, кто сделал «правильный выбор», угадав с сериалом в прайм-тайме. Вот и все хитрости! Отсюда победные реляции «Интера» (за прошлый год), который на пьедестал почета въехал на горбу бедной Тани — «Татьянина дня»… Сериала, который стал самым парадоксальным теленаваждением 2007-го и частично 2008-го — так как горе еще продолжается. На радость программистам канала.

Не без помощи «Татьяны» и не без усилий сканировщиков (иногда почти под копирку повторяющих сетку Первого российского), только в декабре 2007 года среднесуточная доля «Интера» (аудитория 18+) составила 24%.

А собственно, сам этот фильм в ушедшем году поднимался до неприлично высокой отметки смотрибельности — его максимум 44, 3% доли!

То есть получается, что почти полстраны (той ее части, которая в определенный момент включает ТВ) бросает все дела, забывает о мужьях-любовниках-детях, плюет с колокольни коммунизма на местных резонеров-политиков — и... навстречу мыльному прекрасному.

Поразительно, но динамика просмотров «Татьянина дня» не знала резких колебаний. Было, конечно, туда-сюда, плюс-минус… Но даже когда Шустер стал частично терять в показателях, тут же локомотивом к нему и присовокупили Таню, пристроив фильм перед ток-шоу. Так что домохозяйки — самые пристрастные поклонницы этих страстей — симультанно перетекали из мыльного плена в политический (что, по сути, одно и то же). А сам канал практически ничего не терял в своих рейтингах.

Второй по весу сериал-чемпион
2007-го — нашумевшая «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Тоже блистательная блиц-криговая спецоперация «Интера» (фильм о ссылке маршала Жукова в послевоенную Одессу). За программную расторопность — и показатели: 42,2% доли.

Еще один лидер сериального года — «Кадеты» («1+1»). Последний забег, к сожалению, не дотянул до премьерных подвигов. Уже осенью стало понятно: продолжать некуда. Феномен точно угаданной темы себя исчерпал. А продолжать, значит, уничтожать симпатичную историю о детях и взрослых, о подвигах, о доблести, о славе — сугубо в мирное время.

***

Не новая задача для продюсеров-критиков отвечать на вопрос «Почему тот, а не этот фильм пользуется массовым спросом?». Скорее, здесь чисто ситуативная история. Кто-то успел раньше. Кто-то «подсадил» аудиторию пошустрее. А кто-то над рекламной кампанией более других поработал.

Сериал — волшебная сила народной привычки… К каналу — в первую очередь. К определенному времени — здесь важно угадать со слотом и адресной аудиторией. И, что существенно, привычки к сюжетной модели.

Опыт и программная практика отражают то, что, например, «криминальная модель» пока отдыхает. Или ждет очередного вторжения на экраны (как это было в эпоху «Бандитского Петербурга» или «Бригады»).

В большей степени нынче почему-то востребована массами сериальная «схема Золушки». Разнообразные или однотипные вариации на схожую тему.

«Татьянин день» — телечемпион 2007-го
«Татьянин день» («Интер») — расхожее «про нее, несчастную»: история восхождения, преодоления с различными сюжетными ответвлениями про «уродов» и детей. «Богатая и любимая» («Интер») — снова о том, как малооплачиваемая учительница стала бизнесвумен. «Атлантида» («1+1») — серии сочувствия еще одной несчастной, у которой, не сомневаемся, скоро все будет хорошо. Что говорить о «Не родись красивой» («1+1»)— эталонном рецепте преображения. И «Обреченная стать звездой» («Интер») — во всех смыслах золушкинское: я для вас была лишь тенью, а потом вырвалась из плена.

Явно феминистское послание припрятано во всех этих сказках. Поскольку прекрасной половине на экране обязательно предстоит доказать (в пику сильному полу) свое право на жизнь, на счастье, на любовь — и на рабочее место в приличном обществе (это в обязательном порядке!). Смотрят-то, в основном, женщины, которым «за» (основная аудитория). И любой психолог, не сомневаюсь, расскажет об эффекте идентификации — проживании чужой жизни как своей и накладывании своих нереализованных желаний на чужие сериальные успехи.

А кроме сказочных иллюзий растерянному зрителю, видимо, больше ничего и не нужно?

***

Кажется, и производители, и потребители определились хотя бы с «градацией» совокупного кинотворчества. То есть тех «атлантов», которые, повторюсь, поддерживают рейтинговые потолки телеканалов.

Основная ниша — собственно «мыло» (долгоиграйки примерно на год). Особого качества с таких-то продуктов никто не спрашивает. Смотрят — и ладно, подсели — и хорошо.

А вот второе «подразделение» — собственно художественные многосерийные картины (десять-пятнадцать серий, как в советские годы). И тут погромче говорят о «чести мундира». Такие сериалы, как «Ликвидация», «Диверсант», «Штрафбат», «Мастер и Маргарита», «Хиромант» или успешный украинский телефильм прошлого года «Смерть шпионам!» — сугубо имиджевая «обертка» канала. Дескать, они же не только способны слезы лить до и после программы «Подробности», но могут и всерьез да со смыслом о чем-нибудь вечном поговорить...

Успех «Ликвидации» (сначала на «Интере», а потом на канале «Россия» в 2008-м) был прогнозируем. Режиссер — не шаромыжник, а мастеровитый Урсуляк, снимавший и ранее приличное кино. Стопроцентное попадание в тему: послевоенная Одесса — курорт для сценариста. И безупречный актерский кастинг: некоторые персонажи вроде и обитали всю жизнь у Черного моря, как героиня Крючковой, например.

Подобные потенциальные сериалы-события, как известно, отслеживаются еще на «эмбриональном» этапе создания. К примеру, за «Ликвидацию» долго боролись «Россия» и Первый канал К.Эрнста. У последнего не хватило денег. И канал-конкурент перед Новым годом благодаря этой картине только улучшил показатели.

Правда, неуместным будет в новом году торг, скажем, за «Бульбу» — это еще один ожидаемый сериал, который и заказал, и частично создает определенный канал совместно с крупной кинокомпанией «ЦЕНТРАЛ ПАРТНЕРШИП».

А вот третье сериальное «киноподразделение» — ТВ-муви — «вотчина Байрак», как некоторые это называют, заметно процветает, в частности, в Украине. Уж с десяток наших компаний натерли мозоли на двух-трехчасовках (как правило, с безумными сюжетами и такой же режиссурой). У нас в этом ряду значатся известные производители — Film.ua, «Стар-Медиа», «Байрак-фильм», «Паноптикум», «ПРО-ТБ», Prodyction UA. И совсем уж широкой поступью зашла на украинский производственный телерынок в минувшем году компания «АМЕДИА-Украина». Для Нового канала они снимают «Бывшую», а для «1+1» — «Противоположности притягиваются».

Из производственных сериальных заявок 2008 года более-менее приличным может быть проект компании «Стар-Медиа» «Смерть шпионам-2» (только с другим режиссером).

А каналы-лидеры в наступившем году по-прежнему будут контрпрограммировать друг друга импортными «слезами». На «Интере» с 21 января запускают 224-серийный «телероман» под названием «Огонь любви». И снова о золушке с маленькой буквы: сначала тюрьма, потом — сума. А на «1+1» — «Принцесса цирка», многосерийное зрелище для поклонников «Зиты и Гиты», только гораздо разветвленнее.

Кстати…

По данным Media Resources Management, Украина сегодня производит примерно 2000 часов художественного игрового телепродукта. В 2007 году эта цифра, должно быть, даже возросла. Бюджеты телефильмов оцениваются от 200 450 тыс. долл. за один полнометражный проект. А бюджеты сериалов — до 70 тыс. долл. за одну серию.