UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЕГДА АРТИСТ И НЕМНОГО ДИПЛОМАТ

Первый визит президента Литовской Республики Валдаса Адамкуса в Украину, что состоялся в конце прошлой недели, сопровождался насыщенной культурной программой...

Автор: Светлана Короткова

Первый визит президента Литовской Республики Валдаса Адамкуса в Украину, что состоялся в конце прошлой недели, сопровождался насыщенной культурной программой. Программа эта не могла, конечно, представить полный спектр духовной жизни сегодняшней Литвы, но подобранная со вкусом и любовью, привлекла большое количество зрителей. Так было и на выставке современной литовской живописи, открывшейся в Украинском доме, познакомившей публику с одиннадцатью разноплановыми живописцами, и в Доме кино, где состоялась встреча с любимыми и популярными киногероями - Юозасом Будрайтисом и Регимантасом Адомайтисом. «ЗН» приносит благодарность посольству Литвы в Украине за предоставленную возможность общения с ними.

Оба они вышли на большой экран с фильмом Жалакявичуса «Никто не хотел умирать». Они не только земляки, братья по профессии, но и, волею авторов, не раз становились экранными братьями по крови, даже близнецами. Каждый из них - яркая индивидуальность и хотя этот дуэт очень органичен, решила представить их читателям порознь.

Сегодня основная роль Юозаса Будрайтиса - дипломат, атташе по культуре посольства Литвы в России. Роль эта требует академизма, а актерская и человеческая природа привносит в образ очарование и интеллигентность, но здоровое чувство юмора помогает не «бронзоветь», а блистательные актерские качества - найти верный тон в любой ситуации.

- Господин Будрайтис, ваша актерская судьба складывалась очень удачно, нужно либо сильно разочароваться в профессии, либо быть невероятно убежденным гражданином своей страны, чтобы сменить ипостась актерскую на политическую. Почему вы приняли такое решение и насколько вас как творческую личность это удовлетворяет?

- Вообще-то мне свойственно что-то менять, не могу усидеть на насиженном месте. Сама судьба подсказала: кино почти не стало, театр я не люблю так, как кино - именно в это время пришло предложение работать в посольстве советником по культуре. Я принял его.

- Новая работа исключает занятие актерской профессией?

- Нет. Во-первых, я чиновник категории «В», которому закон позволяет заниматься творческой деятельностью в свободное от работы время. К сожалению, очень редко пользуюсь этим правом. Может быть, к счастью, -улыбается Юозас, - избавляю зрителя от своего сегодняшнего присутствия. А если серьезно, думаю, все идет нормально.

- Российский кинематограф пользуется счастливым случаем вашего пребывания в Москве, вас приглашают?

- Приглашают от случая к случаю. Пользуясь старым знакомством с режиссером Александром Прошкиным, который ставит сейчас «Капитанскую дочку» Пушкина, я там играю губернатора Оренбурга. Роль очень значительная по сюжету, но небольшая по объему. В выходные дни - на субботу и воскресенье, - летаю в Оренбург на съемки. Бывают и еще какие-то предложения, но если это совпадает с рабочим временем, отказываюсь, не могу отлучаться надолго. Поэтому перепоручаю исполнять эту роль Регимантасу Адомайтису, - шутит Юозас.

- На роль губернатора Оренбурга баллотироваться не собираетесь, ведь репетиционный период уже позади?

- Вот проверю все на месте и приму решение.

- Всегда есть искушение, чтобы не быть в простое, соглашаться на предложенную работу, но и повторы в данном случае неизбежны, каков ваш подход к выбору ролей?

- Беру только тогда, когда отказывается Адомайтис. Я был всегда вторым человеком в литовском кино после него. Таких ролей набралось довольно много и, глядя на него, со временем научился актерской профессии. Очень его люблю, как старшего брата по кино, даже как брата-близнеца - потому что несколько раз у нас были роли близнецов. А если говорить серьезно, то особенно выбирать не мог, потому что нас, прибалтийских актеров, чаще всего использовали для исполнения ролей иностранцев. Прошло достаточно много времени, пока я добрался до роли в фильме Александра Прошкина «Опасный возраст», где сыграл человека, нюхающего духи. Это был поворот в актерской судьбе - мне стали доверять роли русских. С этого времени диапазон расширился, стало больше предложений. Это была уже некая свобода от Адомайтиса...

- Как же уживались свобода от Адомайтиса - с одной стороны и рост национального самосознания, с другой?

- Нормально, русский, не русский - не имеет значения, есть один европеид, даже не хочу размышлять об этом. Вопрос профессии - играть шофера, учителя или пастуха, но ни в коем случае не немца или еще кого-то. Это, конечно, можно обозначить, но это не означает, что есть определенный однобокий типаж. Удивляло, когда, при утверждении на роль Федора в фильме «С тобой и без тебя», Нахапетов говорил, что худсовет-де не советовал брать меня на эту роль, потому что получится какой-то шведский вариант. Здесь, конечно, были комплексы определенного плана: мы знали, если не играл русского, то режиссеры тебя на эти роли плохо воспринимали. Но ведущие режиссеры стали появляться в моей биографии под конец актерской карьеры. Наступили новые времена, все смешалось, появилось новое поколение, которое нас уже не знает. У них свои кумиры, ну а нам - роли негативных старичков...

- Вы вошли в большой кинематограф с фильмом Жалакявичуса «Никто не хотел умирать», которой по своим художественным качествам остался в сокровищнице мирового кинематографа. Со временем меняется отношение к тому, что делаешь в начале пути, как вы сегодня воспринимаете ту свою первую роль в кино?

- Мы работали тогда с громадным увлечением - для меня это вообще было открытие нового мира. Я тогда был студентом юридического факультета университета. Это было познание актерской профессии - левым глазом смотрел на Адомайтиса, правым - на Баниониса, поглядывал на Броно Оя. Работал, полностью доверяясь Жалакявичусу, не мог самостоятельно сочинять роль, просто не знал, как это делается. Сегодня иногда пытаются искать исторические ошибки этого фильма, но, всегда говорю об этом, - мы не стремились воссоздать историю, мы делали произведение искусства, а оно не всегда совпадает с исторической правдой. Ведь это не документальный фильм. История культуры все ставит на свои места: именно после этой картины появилась литовская актерская школа. Целая плеяда актеров вышла широко на советский экран и потом - на зарубежный. Сам снимался за рубежом, и Адомайтис, и Банионис, поэтому для нас это был этапный фильм. Не способен на негатив по отношению к нему. Это замечательная работа большого мастера - Жалакявичуса, произведение искусства высокого класса, которое останется таким во времени.

- Когда-то сменили профессию юриста, выбрав более престижную тогда - актерскую судьбу, сейчас вы - дипломат, чиновник и политик, какую профессию выбрали бы сегодня и какую рекомендовали бы своим детям?

- Не могу и не стану передавать детям что-либо, кроме духовной культуры, профессию же каждый выбирает себе сам. Пусть они будут счастливыми, настоящими людьми. Что же касается меня, то, на мой взгляд, все идет достаточно логично. Учась на юридическом, меня интересовало международное право, своего рода - дипломатия, именно об этой карьере я серьезно задумывался. Судьба дала счастье общения с кино. Сегодня, когда индустрия кино сведена до минимума, с радостью работаю, используя свой багаж. И, конечно, надеюсь еще сыграть несыгранное...