Перечитывая Тургенева, натолкнулся на строки:
«…припоминаю я минувшие годы, события, лица: но не на зрелой поре моей жизни и не на молодости останавливаются мои мысли. Они переносят меня либо в ранее детство, либо в первое отроческое время».
Казалось бы, что в них нового, необычного? И до Тургенева, и после него об этом сказано много и убедительно. Вплоть до ставших уже крылатыми слов - «Все мы родом из детства». Но ведь от частого повторения истина не утрачивает своей истинности. Наоборот, заставляет глубже над нею задуматься. Вот и анализирую эти последние слова, думаю - а действительно ли все мы родом из детства? В этом, на первый взгляд абсурдном вопросе, имеется немалый смысл.
Вспоминаю целый ряд русских или названных русскими писателей, корни которых уходят в Украину. Алексей Толстой, Гоголь, Костомаров, Гребинка, Данилевский и многие другие. Все они в силу исторических условий в пору расцвета своего творчества были связаны с Петербургом, но какой незначительный след оставила Северная Пальмира не только в их творчестве, а даже мировоззрении!
К сожалению, мы недостаточно знаем произведения многих из них. Кто, например, вспомнит сегодня среди наследия Гребинки его небольшую, но такую поэтическую и романтическую повесть «Нежинский полковник Золотаренко»? А ведь в наследии многих названных и не названных авторов можно найти немало примеров, где подобная «изюминка» заложена в их сердцах в период детства.
Интересное явление, если учесть все реалии того времени, когда Российская империя упорно и довольно жестко придавливала и саму Малороссию, и все «малороссийское». Оно заставляет по-новому взирать на роль того, что так часто идет за нами, если мы действительно «родом из детства». Оно оказывается сильнее и жизненнее, чем официальная политика и идеология.
Подчеркиваю это не из какого-то удовлетворения чувства национального самолюбия. Говорю как о закономерном явлении.
В чем же заключается сила этих ростков, пробившихся и расцветших из посеянных в детскую душу зерен?
Вероятно, в качестве, искренности и самих зерен, и их сеятелей. Едва ли бы тот же Толстой, или Данилевский, Гребинка прониклись такой любовью, благоговением к Киевской Руси, к славному периоду казачества, если бы получали информацию, только глядя, как на городской эстраде так называемые казачата исполняют так называемый «боевой танец» запорожцев - гопак, или слушали навязчивые сентенции о том, что украинцы - самый трудолюбивый, невероятно талантливый и очень свободолюбивый народ. Нет, они с пеленок «варились» в самой гуще воспоминаний участников, творцов истории, впитывая в себя жившие в то время сказания, традиции, обряды своей родины. Они впитывали в себя правду, а не сомнительный рассказ о ней.
Сейчас много сетуют на то, что наши дети лишены детства. В этом заключается много правды. И дело не только в том, что большинство из них лишены возможности нормально отдыхать в здравницах, закаляться в спортивных кружках и секциях, заниматься творчеством в различных ранее доступных студиях, а зачастую даже и полноценно питаться. Многим из них приходится самим зарабатывать какие-то копейки продажей различной бытовой мелочи, а то и вместе с родителями заниматься челночным промыслом.
Но, с другой стороны, и Шевченко подростком «пас ягнята за селом», в роли казачка прислуживал пану с не очень ангельским характером. Суть не в тепличных условиях, хотя дети - цветы нашей жизни и нуждаются в определенных тепличных условиях. Не столько для их тела, сколько для души.
Наши дети практически не видят вокруг себя того, перед чем можно и должно преклоняться, чем можно гордиться - касательно не отдельных личностей, а того, что называют Родиной. Им на все лады расхваливают «деловую инициативу», пропагандируют азбуку бизнеса. В передаче для школьников, например, им расхваливают деловую сметку одного из ровесников, который, наряду с одноклассниками, получив в порядке проводимого старшими эксперимента определенную сумму денег, не проел их на мороженом и не потратил на кино или аттракционы, а стал владельцем заброшенного туалета, привел его в порядок, сделал платным и стал приумножать первоначальный капитал. Что можно сказать по поводу такого воспитания…
Да, зерна можно бросать: детская душа - благодатный грунт. Но чтобы с раннего детства пророс не бурьян, их нужно тщательно отбирать, сортировать, да и самим сеятелям тщательно мыть руки.