UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все будет танго!

Украинский виртуоз-оркестр Kiev-Tango-Project - одно из ярких музыкальных открытий последнего времени в Украине. Четверо молодых исполнителей играют танго. В составе оркестра лауреаты международных конкурсов Кирилл Шарапов (скрипка), Татьяна Павличук-Тышкевич (рояль), Сергей Курдицкий (бандонеон, кнопочный аккордеон) и Дмитрий Третяк (контрабас).

Автор: Ольга Кизлова

Украинский виртуоз-оркестр Kiev-Tango-Project - одно из ярких музыкальных открытий последнего времени в Украине. Четверо молодых исполнителей играют танго. В составе оркестра лауреаты международных конкурсов Кирилл Шарапов (скрипка), Татьяна Павличук-Тышкевич (рояль), Сергей Курдицкий (бандонеон, кнопочный аккордеон) и Дмитрий Третяк (контрабас).

Это талантливые солисты, виртуозно владеющие инструментами. До встречи в Kiev-Tango-Project все они получили консерваторское образование, выступали в разных коллективах. Играли академическую сольную, камерную и оркестровую музыку. Стремительно развивали, каждый по-своему, сольную и ансамблевую карьеру. Побеждали на международных и всеукраинских музыкальных состязаниях. 12 ноября "Территория танго" в киевском Caribbean Club станет музыкальным путешествием для тех, кто любит кино, джаз, танец, просто хорошую музыку.

Кирилл Шарапов, известный скрипач-виртуоз и идейный вдохновитель группы, считает, что украинцы "невероятно соскучились по позитивным эмоциям". И как раз именно танго дает их "в движении, ритме, мелодии, печали, надежде, страсти, чувственности, отчаянии, подъеме и спаде, нежности, борьбе, эротике, сексе, жизни и свободе". Концерт проведет известнейший популяризатор джаза Алексей Коган в виртуальном диалоге с Астором Пьяццоллой - ушедшим в вечность 23 года назад гениальным композитором, исполнителем на бандонеоне, основателем стиля "танго нуэво". Прозвучат его произведения, а также музыка Анибала Тройло, Агустина Барди, Ришара Гальяно и зажигательные милонги.

Участники проекта накануне "музыкального путешествия" дали интервью нашему еженедельнику.

- Все вы - известные профессионалы в серьезной академической музыке. Почему переключились на более демократичный для восприятия жанр танго?

Кирилл Шарапов, скрипач. - Это очень непростой жанр. До создания Kiev-Tango-Project мое представление о танго было банальным - "Кумпарсита", цветок в зубах и страстные танцевальные объятия. Но в 1997 году радиопередача Алексея Когана, посвященная танго и Астору Пьяццолле, полностью перевернула мое представление об этом жанре. У меня возникло терпкое чувство - музыка была столь необычна, что зацепила меня глубоко и надолго. Я сразу же купил все диски Пьяццоллы, переслушал и понял, что хочу выступать в таком составе и играть эту музыку. На самом деле, музыка Астора аккумулирует многие стили, и человек, не умеющий играть классику, вряд ли справится с ней.

Позже стал искать единомышленников. Так возник наш квартет.

Татьяна Павличук-Тышкевич, пианистка. - В том, что мы делаем, я вижу много общего с академической камерной музыкой. Без полученного в консерватории и на конкурсах опыта мы бы не справлялись со своими задачами. Очень многое в репертуаре Kiev-Tango-Project требует глубокого понимания, умения выстроить форму, хорошей технической подготовки. Конечно, параллельно мы играем академическую музыку, которую очень любим. Недавно мы вместе с Кириллом Шараповым отыграли в Швейцарии четыре концерта камерной музыки с нашим другом - замечательным виолончелистом Денисом Севериным; исполнили с камерным оркестром концерт для скрипки и фортепиано Ф.Мендельсона (необычайно сложный и редко исполняемый) на сцене Национальной филармонии и в других городах Украины; я поработала концертмейстером на Международном мастер-классе в Польше (г.Пила) для скрипачей и виолончелистов, где в первый день сыграла сольный концерт; отыграла концерт камерной музыки с известной скрипачкой Эвой Биндере (Латвия), 12 лет работавшей за одним пультом с Гидоном Кремером в "Кремерата Балтика".

Сергей Курдицкий, бандонеонист. - На днях пообщался со скрипачкой из Национального танго-оркестра Аргентины. В этой стране огромное количество музыкантов, играющих танго. Это традиционная музыка Аргентины, которую там все страстно любят. А вот манера исполнения аутентичного танго, специфические приемы передаются как вербально, так и переходят "из рук в руки". У нас подобная тангостилистика малоизвестна, разве только настоящим меломанам и джазменам. Что такое музыка Астора Пьяццоллы? Он взял аутентичное аргентинское танго, немного джазовых аккордов, добавил прекрасное знание композиции, свой талант, приправив все это огромной любовью к танго, и получилась музыка, любимая во всем мире. Он подарил ей большую сцену, превратив танцевальное танго в концертное. Жаль только, что украинская публика слышала его музыку не в оригинале, а в различных (и не всегда удачных) аранжировках. Что касается Kiev-Tango-Project , то мы уже давно играем не только Пьяццоллу. В нашем репертуаре появилось множество прекрасных других исполнителей.

- Как вы расширяете свой репертуар, откуда берете новые сочинения, где достаете ноты?

Дмитрий Третяк, контрабасист. - Во время первых гастролей квартета по Украине мы познакомились с танцорами танго. Они ставили нам записи, показывали ноты, и мы с удивлением узнали, что количество как танго-исполнителей, так и композиторов, огромно (среди них есть даже обладатели Grammy), и вообще мир танго очень разнообразен. Тогда же встретились с атташе по культуре посольства Аргентины в Украине Кристианом Соколовски, который в свою очередь также помог нам с нотным материалом. Помню, что-то заказывали в Америке, что-то в Аргентине. Многие вещи (как авторские произведения, так и аранжировки) - настоящие шедевры - для нас пишет замечательный музыкант-скрипач и наш друг Андрей Рахманин.

- Много ли импровизации в ваших программах?

С.К. - Импровизируем постоянно, не помню, чтобы дважды сыграли произведение одинаково. А что Кирилл с Димой творят на репетициях! Только на концертах возвращаются "в рамки". На первых порах нашего существования мы опирались на авторские партитуры Пьяццоллы, играли, как написано в нотах. Наш первый диск посвящен его музыке. На данный момент у нас уже три альбома и работа над четвертым, в который будут собраны лучшие записи с live-концертов. В процессе занятий у нас возникает много споров, идет интенсивная работа. Танго - это эмоции, настрой. И порой сыграть мажорную мелодию, когда на душе нерадостно, непросто.

- Как вы встретились?

Т.П.-Т. - Сначала думали, что это будет разовый проект к 90-летию Астора Пьяццоллы, но оказалось, что хотим продолжать эту идею. Контрабасиста Диму хорошо знал Кирилл, они вместе не раз играли в разных концертах. А бандонеониста искали среди баянистов. Сергей, спустя два года, приобрел бандонеон (маленькая гармоника, названная по имени ее изобретателя, немца Генриха Банда - О.К.) Через два месяца уже сыграл на концерте несколько произведений. Постепенно Сергей добавлял в программы последующих концертов одно-два новых танго на бандонеоне, и сегодня он играет программы исключительно на нем.

С.К. - Бандонеон - инструмент супер-нелогичный, в каждой октаве разная аппликатура для левой и правой руки. Это, наверное, самое нелогичное изобретение немцев. В Украине нет ни одного преподавателя по классу "бандонеон", и на этом инструменте практически никто не умеет играть (мы знаем только двух музыкантов). Но я нашел в Интернете раскладку кнопок и стал его изучать.

К.Ш. - Переложения для других инструментов опошляют танго, приводят к упрощению. Бытует мнение, что танго - это простая легкая музыка, в которой нет ничего сложного как в игре, так и в восприятии. Бандонеон - необходимый инструмент в музыке танго. А еще можно сказать, что он имеет "двойное дно". Бандонеон был изобретен как маленький переносной орган и служил для церковных служб. Затем вместе с иммигрантами попал в публичные дома Буэнос-Айреса. В нем святость и разврат. И в игре тот же контраст: когда он "вдыхает" - звучит одна нота, когда "выдыхает" - другая. У бандонеона в танго своя линия - вздохи, рывки, инструмент будто живой. Он придает особенное звучание танго, тем самым вызывая и у слушателей, и у нас, музыкантов, особое настроение и необъяснимое состояние.

Ни один инструмент так не подходит для музыки танго, как бандонеон. Мое убеждение - играть танго нужно именно таким, традиционным и классическим составом, принятым в аутентичном исполнении этого жанра. Би Би Кинг (американский гитарист. - О.К.) говорил, что блюз - это когда хорошему человеку плохо. То же самое можно сказать и о танго. Порой идешь по улице в ужасном настроении и, придя домой, включаешь запись танго, которая возрождает тебя и приводит в чувство. Помните, как Барон Мюнхгаузен вытягивал себя одной рукой из болота за косичку?..

- На каких концертных площадках выступаете?

Т.П.-Т. - Раньше это были филармонии, театры. Теперь больше мест выступлений - клубы, открытые площадки на фестивалях. Открывали Волошинскую сцену в прошлом году в рамках фестиваля "Jazz Koktebel" в киевском культурно-образовательном центре "Мастер-Класс"; дважды дали сольный концерт в Национальной филармонии Украины. Также выступали во многих других городах нашей страны. Трижды играли на открытой сцене на фестивале "Країна Мрiй".

Много играем на разных тематических корпоративах, праздниках, открытиях, показах. А во время поездки в Китай выходили перед тысячными аудиториями.

- Что запомнилось за четыре года жизни ансамбля?

Д.Т. - Очень интересен был весенний концерт в Доме офицеров. Нам стало легче играть с подзвучкой и аппаратурой, стали лучше использовать синтез академического и поп-искусства. Когда мы подошли на поклон к краю сцены после исполнения пьесы на бис, из зала нам навстречу хлынула огромная волна эмоций. Люди кричали как на рок-концертах.

К.Ш. - По атмосфере и по накалу мне это напомнило выход с группой "Океан Эльзы". Я тогда гастролировал с ней в туре "Тихий Океан" в составе струнного квартета.

Т.П.-Т. - Мне запомнились не только концерты, но также съемки клипов. Это было очень весело. И, конечно, поездка в Китай. Там было много всего интересного, забавного и незабываемого. У нас даже есть шутка: "Все, что было в Китае, - остается в Китае".

К.Ш. - За эти годы для меня не было ни одного "проходящего", не запомнившегося яркими эмоциями концерта. Каждый концерт - особенный. Кстати, не всегда это зависит от количества зрителей в зале. К примеру, однажды мы играли для аудитории из пяти человек и получили невероятное удовольствие. По эмоциям, исходящим от нас и идущим навстречу, этот концерт можно сравнить с выступлением перед тысячным залом.

Д.Т. - Благодаря танго мы открыли для себя украинского композитора Богдана Весоловского, который написал более 25 танго в 30-40-е годы прошлого столетия. Во Львове выступали на фестивале его имени, потом в Киеве. Играли и традиционно, как инструментальный квартет, и с певицами - Джамалой и Илларией.

Т.П.-Т. - Сотрудничаем с известным хореографом Константином Томильченко, одним из хореографов и судей танцевального телешоу "Танцуют все!" На концерте в Доме офицеров мы представили публике синтез жанров - танго и хип-хоп. Мы играли танго, а двое танцоров танцевали хип-хоп. Это было необычно и очень ново, потому что хип-хоп - это эмоции тела, а танго - эмоции сердца и души. Их сочетание оказалось органичным.

Недавно мы продолжили наш тандем, приняв участие в шоу "Танцуют все", где впервые за все 8 сезонов этого шоу выступили вживую, сыграв одно танго 33 раза (для 33 танцевальных пар). Это были просто фантастические ощущения - и у нас, и у танцоров, впервые танцующих под живой оркестр, и у всей съемочной группы.

- Отдаетесь музыке полностью. Задам, возможно, нетактичный вопрос: есть ли у вас конкуренты?

Т.П.-Т. - Скажу честно и без ложной скромности: нет! Многие музыканты исполняют переложения, обработки танго. Но традиционный танго-состав - большая редкость. Ни в Киеве, ни вообще в Украине подобного коллектива нет. Секрет нашего успеха - мы очень увлечены этой музыкой. Нам нравится играть вместе.

Мы с уважением и большой симпатией относимся друг к другу. Любим трудиться и очень любим сцену. И потом, даже если появятся танго-коллективы, ну где они еще найдут таких музыкантов? Такого скрипача, меня, Диму, бандонеониста?

С.К. - Есть еще один, я знаю!

Т.П.-Т. - Но такого профессионального и обаятельного, как наш, нет. (смеются)

- Где еще работаете, помимо Kiev-Tango-Project?

Д.Т. - Я работаю концертмейстером контрабасов в оркестре "Киевские солисты", часто играю по приглашению в других коллективах.

К.Ш. - Я солист Национального дома камерной и органной музыки. Играю в камерном ансамбле "Киев", в дуэте "Te Deum" с нашей пианисткой Татьяной Павличук-Тышкевич, выступаю в качестве солиста с New Era Orchestra и Таней Калиниченко (основатель и дирижер оркестра - О.К.) Кстати, с ними этой весной исполнил в Мыстецьком Арсенале потрясающий 45-минутный скрипичный концерт №2 Филипа Гласса "American Four Seasons".

- Премьера в Украине. Занимаетесь преподаванием?

Т.П.-Т. - У меня есть частные ученики, я даже устраиваю им концерты. Я их очень люблю, со многими их семьями мы стали уже практически родственниками.

К.Ш. - Я всегда открыт для всех и готов поделиться тем, что знаю и умею сам.

- Кирилл, вы окончили специальную школу им. Лысенко у Людмилы Овчаренко, а консерваторию?

К.Ш. - У Богодара Которовича, который часто занимался со мной по два месяца подряд по три часа в день. Он мне очень многое дал. Это был исключительный артист, невероятно харизматичный, яркий человек. Его уроки были для меня праздником и большой ответственностью. Я никогда не приходил неподготовленным. Иногда он давал чрезмерные задания, например, я за неделю выучил концерт Глазунова. Но всегда выполнял то, что требовал Богодар Антонович. И если иногда что-то не получалось, он так показывал и объяснял, что потом все работало. Нужно было уметь верно "считывать информацию".

Д.Т. - Однажды, когда я пришел работать в оркестр "Киевские солисты" (Богодар Которович основал этот камерный ансамбль. - О.К.), ему не понравился штрих, которым я играл, и он посоветовал мне пойти в филармонию и послушать, как играют скрипачи. И мы, контрабасисты, учившиеся азам в консерватории, действительно перенимали звукоизвлечение, фразировку у скрипачей.

Иванна Слабошпицкая, пиар-менеджер: Я люблю скрипку, на которой училась играть в музыкальной школе. Кирилла знаю давно, слежу за его карьерой и хожу на концерты.

С Kiev-Tango-Project стала сотрудничать как журналист, просто помогать. Потому что сами себя они никогда из скромности не похвалят. Это перешло в конструктивное сотрудничество, ребята сняли клипы, делают фотосессии в глянцевых изданиях, у них есть серия разнообразных программ. "Территории танго" - идея Алексея Когана, где в видео-меппинге оживет великий Астор Пьяццолла. Это большой музыкальный перфоманс, и задуман он в новом формате. Приходите, это очень интересно!