UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ РЕРИХОВ

Конец второго тысячелетия христианской эры отмечен целым рядом памятных дат в истории человечества...

Автор: Сталий Ильевич

Конец второго тысячелетия христианской эры отмечен целым рядом памятных дат в истории человечества. В их числе и букет юбилеев, связанных с датами рождения членов семьи Рерихов, жизнь и деятельность которых стали феноменальным явлением уходящего тысячелетия.

Это 125-летний юбилей всемирно известного подвижника и защитника культуры, художника, ученого, философа, общественного деятеля и бесстрашного путешественника Николая Константиновича Рериха, 120-летия со дня появления на свет его жены и верной спутницы на нелегких путях жизни, надежной помощницы во всех его начинаниях, писательницы и оригинального философа Елены Ивановны (в девичестве Шапошниковой), наконец, 95-летие их старшего сына Святослава Николаевича.

Включая еще одного сына Юрия, семья Рерихов являет нам удивительный пример единства мышления, видения мира, стремлений и активной практической деятельности, направленной на осуществление великих и благородных замыслов.

С жизнью и деятельностью Рерихов связаны и отмечаемые в этом году 70-летие обнародования «Пакта Рериха» в защиту мировых культурных ценностей и 45-летие Гаагской конвенции, в основу которой был положен этот пакт.

К этим событиям была приурочена выставка из коллекции музея им.Н.К.Рериха в Москве, которая проходила в Украинском доме и представляла собой впервые демонстрировавшуюся в Украине третью часть серии картин Н.К.Рериха «Гималаи». А первая и вторая часть были показаны в Украине соответственно в 1992 и 1997 годах. Все они являются относительно небольшой частью творческого наследия семьи Рерихов, которую Святослав Рерих в 1990 году передал Международному центру Рерихов при условии организации в Москве общественного музея имени Н.К.Рериха.

Долгие годы жизнь и деятельность семьи Рерихов, их духовно-философские концепции, выраженные в информационном плане в виде художественных полотен, книг, статей, выступлений и документов мирового значения (взять тот же «Пакт Рериха») были в нашей бывшей стране «тайной за семью печатями». Учитывая это, устроители выставки организовали информационно емкую и четко продуманную вступительную часть, построенную на документальных текстовых и фотоматериалах, которая дополнялась вдохновенным и содержательным экскурсионным сопровождением членов Украинского рериховского общества (председатель Владимир Козар). К слову, Украинское рериховское общество тоже отмечает в этом году юбилей - десятилетие со дня официального его признания.

В вводной части широко показана связь Рерихов с Украиной. Вот лишь некоторые ее фрагменты. Выход на Украину, ее культуру обозначился для Николая Рериха еще в раннем детстве. Отец его был основателем и руководителем общества им. Т.Г.Шевченко в Петербурге. В течение всей жизни Николая Рериха повсюду будет сопровождать томик «Кобзаря», который привезет он в место своего последнего пристанища - далекую и ставшую дорогой для его сердца Индию.

А духовными учителями юного Николая Рериха были Шевченко, Гоголь, Костомаров, Куинджи, Микешин. Последний, отметив художественные способности Николая, дает ему первые уроки рисования и убеждает отца Рериха отдать мальчика в Петербургскую академию художеств. А Куинджи был академическим учителем Рериха.

С молодых лет Николай Рерих полюбил Украину, неоднократно приезжал сюда. Потрясения, испытанные им от первого виденья Софии Киевской и Печерской лавры, оставляют глубокий след в его душе и во многом определяют в дальнейшем направление его исторических, художественных и духовно-философских поисков. Все это закрепляется дальнейшим посещением Триполья, Канева, Хортицы, участием в 1896 году в большом путешествии по пути «Из варяг в греки».

Как пишет Владимир Козар: «С этого времени внимание Рериха приковано ко всему, что происходит в культурной, научной, религиозной, археологической жизни Киева и всей Украины. Он тесно сотрудничает с такими украинскими деятелями культуры, как Иван Пархоменко, Николай Макаренко, Викентий Хвойка, Михаил Биляшивский, Виктор Голубев, Николай Самокиш, Иван Ижакевич, Григорий Нарбут».

Участие в археологической комиссии и открытие памятников древних культов на территории Украины рождают у Николая Рериха одну из самых смелых и глобальных гипотез, которая подтвердится значительно позднее уже в знаменитой Центральноазиатской экспедиции, - гипотезу о существовании некогда единого источника культуры человечества, о значении великого переселения народов в историческом переосознании культур славян, их общих корней и их значении для построения будущего.

В той части жизни Рериха, которая связана с Украиной, обращают внимание еще и такие факты. Увлечение украинским фольклором и этнографией привело в результате к созданию им в творческом содружестве с композитором Игорем Стравинским балета «Весна священная». Либретто, написанное к нему Рерихом, построено на основе мифов и легенд Волыни, вдохновивших и Лесю Украинку на создание «Лесной песни».

В результате совместной работы Н.Рериха и архитектора В.Покровского в имении В.Голубева в селе Пархомовка (ныне Володарского района Киевской области) возникло подлинное чудо культовой архитектуры - церковь Покровы Пресвятой Богородицы, украшенная мозаиками и фресками, выполненными по эскизам Н.Рериха. Об истории ее рождения, медленного умирания в советский период и, наконец, воскрешении в последние годы рассказывается в вышедшей недавно книге Виктора Киркевича «Церква Покрови Пресвятої Богородиці», которую выпустило издательство «Техніка» в серии «Національні святині України».

Один из последних очерков Николая Рериха в 1947 году был посвящен Украине и так и назывался «Украина». Он завершался словами: «Вот и теперь в Гималаях, когда по радио дают «Запорожца за Дунаем», яркой и красочной лентой разворачиваются картины Украины, встают образы Шевченко и Гоголя. И дружба сердечная, содружество сплетаются с созвучием Украины. Такое большое благо братство народов. Украине - любовь и привет. От Гималаев сердечный привет».

И еще несколько слов о семейном и творческом союзе Николая и Елены Рерихов. Подчеркивая трудно переоценимое значение своей жены для всего его творчества, Николай Константинович писал, что «все его произведения надо было бы подписывать двумя именами - мужским и женским».

И если согласиться с выражением, что «браки свершаются на небесах», то семейный союз Николая и Елены Рерихов убедительное тому подтверждение. В данном случае в единое целое объединились не просто два красивых, умных, тонких человека, но две личности одинаково в унисон чувствующие и понимающие вселенские законы бытия, две личности, по инициативе которых возникло Всемирное рериховское движение, объединяющее мировую общественность на основе «Пакта Рериха» и осененное Знаменем Мира - Красным крестом культуры.

Картины Николая Рериха из цикла «Гималаи» поначалу завораживают атмосферой безжизненности и первозданности. Но по мере вглядывания в них все более и более погружаешься в мир покоя, величия и свободы духа, располагающего к раздумьям о смысле человеческого бытия, к желанию к интроспекции, к постижению своей сущности и всего сущего.

И начинаешь понимать, что люди идут в горы и покоряют их вершины не только для утверждения собственного честолюбия, но и для встречи с чем-то необычным, с тем, чтобы рукой дотянуться до Космоса. Встреча с миром рериховских Гималаев вызывает в памяти строки из Эклезиаста о том, что наша жизнь «суета сует и томление духа». И главный урок, который извлекаешь в результате этой встречи, заключается в переоценке ценностей в пользу духовных в противовес материальным.

И как пишет Владимир Козар: «Гималаи Рериха прекрасны. Они живут и действуют. Лучшего певца Гималаев не знает наша планета. Сотни картин, посвященных Величественным Гималаям, украшают теперь известные музеи мира. Н.К.Рериха справедливо называют Выдающимся Мастером гор».

Демонстрация выставки в Киеве завершилась. А далее она отправляется в длительное турне. С ней встретятся жители Николаева, Одессы, Кременчуга, Донецка, Днепропетровска и других городов Украины.

Затем она вновь вернется в Киев. А пока доброго тебе пути, выставка, на земле Украины.