UA / RU
Поддержать ZN.ua

Время несчастных счастливцев

На торжествах, посвященных столетнему юбилею со дня рождения народного художника Антона Штепы, не...

Автор: Олег Смаль
Ю.Пикуль. «Синяя яичница на оранжевом огне»

На торжествах, посвященных столетнему юбилею со дня рождения народного художника Антона Штепы, не так давно проходивших в Музее декоративного искусства Украины, один из поздравителей сказал художнику: «Здесь собрались только ваши настоящие друзья, поскольку никто из врагов до ста лет не дожил!» Сто первый год жизни Антона Штепы подарил нам новую встречу с художником и его творчеством. Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» презентовал книгу «Нещасний щасливець», в основу которой легли впервые опубликованные рукописи этого выдающегося творца. Написанные простым народным языком (на черниговском диалекте), они пронимают душу, словно шекспировские трагедии. В каждой строке — голоса измученного вековым глумлением народа и в то же время бессмертная сила украинца. «Я за своє життя дуже багато пережив усякого, але більше поганого, ніж гарного», — пишет автор. Любой послабее духом человек согнулся бы под гнетом бед. Но Антон Штепа ни на миг не погрузился в черный омут отчаяния. Все, что он сделал, пронизано силой ума и таланта — скульптор, самоучка-мастер, музыкант, творец народных инструментов, философ. «...Україна вільна. Але дихать нічим, бо оте, що посіяли, зійшло, і від нього пішов сморід на всю Європу і Україну... Батьку наш рідний Тарасе! Нема уже тих царів, про яких ти віршував. Якби ти устав та подивився, що робиться на нашій святій Україні-матері, то знову б заховався у свою домовину і писав би: що робиться на святій українській нашій рідній землі? Ото були б вірші! Плакала б мати, і плакали б люде. Полюбили сатану? От і любуйтесь ним!» Эти горькие слова были написаны Антоном Штепой в 1995 году. Сегодня этой болью, кажется, прониклась уже почти вся Украина. Найдите эту насыщенную информацией и чудесно иллюстрированную книгу Антона Штепы. И вы, и она того достойны.

Да простит меня читатель, ожидающий спокойного анализа художественных событий и рассказов о запахе масляной краски и тишине музейных залов, — искусство выплеснулось на улицы. Мне трудно сохранять репортерский дальтонизм, требующий не отсутствия эмоций, а констатации фактов, даже если эти факты — лишь хаотичный набор мазков на художественном холсте. Французский культурный центр в Киеве предлагает ознакомиться с творчеством Венсана Гузмана. Не припомню, когда из Франции прибывало что-то похожее на реализм — в этом случае живопись также можно причислить к классическому абстракционизму: художник даже не использует старорежимный мольберт, а кладет первооснову прямо на пол и занимается таинством творения, кружа вокруг нее. Такое вот броуновское движение красок. Но я ничего не могу поделать со своим восприятием цветов — психика отфильтровывает их на горячие и холодные.

Украинский фонд культуры. Проекты замечательных профессионалов – художников Евгения Матвеева и Юрия Новикова «Лицо современника» и «Искусство современного принта». Действительно, лица, известные всем — от Кличко до английской королевы, и известные, наверное, только самим авторам. Ни единой претензии к качеству исполнения, но стоит ли раскрашенную компьютерную графику запаковывать в позолоченные рамы, если, нажав кнопку на клавиатуре, ее можно тиражировать десять или миллион раз, уместно ли столь дорогое окаймление?

Галерея «Триптих». Художник из Львовщины Михаил Демцю. Выставка «Цвета Украины». Цвета, цвета — не два, много. Живопись рельефна, почти объемна, грубые нервные мазки, но все гармонично. Возможно, еще месяц назад пейзажи Испании и Франции, объединенные с нашими живописными видами, вызвали бы удивление. При чем здесь цвета Украины? Сейчас у меня не возникает сомнений в уместности такого симбиоза.

Одно удовольствие общаться с живописью Александра Антонюка в «Галерее, 36». Выставка «Банкет королей» объединяет лучшие черты этого традиционного искусства. Абсолютно современный взгляд на мир и ренессансное умение работать с образами, выстраивать композицию и не ошибаться в соотношениях цветов. Случайность, конечно, но доминирующий цвет работы «Въезд Христоса в Иерусалим» — оранжевый.

«Угловатая реальность» Светланы Фесенко в галерее «Арт Блюз» отнюдь не является оперативным откликом на наши общественно-политические события. Это очень добрые, хотя и в самом деле угловатые натюрморты с традиционными цветами, овощами, фруктами, горшками. Оригинально объединение складок реальной ткани с нарисованными. Цвета и холодные, и теплые, и горячие. Но я голосую за «абрикосовый мусс».

Один только шаг за пределы уютной галереи, и Андреевский спуск напоминает, что на улице революция, и художественная в том числе. Молодые люди, очевидно, в перерыве между манифестациями демонстрируют свое видение мира. Живопись на знаменах — это оригинально. Как называется работа? «Синяя яичница на оранжевом огне». Чудо. Словно машина времени занесла к футуристам бурного начала ХХ века...

Искусство, бурлящее сейчас на улицах, уже вытворило материалы для тысячи диссертаций, монографий, фотоальбомов. Трагическая французская революция по сей день является источником свободы и вдохновения для художников.

Недавно во дворе парижского дворца Ришелье мне показывали потомков тех лип, с которых в 1789 году сорвал листок Камиль Демулен. Прикрепив зеленые символы к своим шляпам, народ Франции направился к стенам Бастилии. Смесь цветов нашего государственного флага дает зеленый цвет. Пропорция цветов на палитре очень важна: добавь побольше оранжевого — и это будет свежая зелень весны, передозируй синего — и получится тяжелый цвет казарменной униформы.