UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО «ЖЕНЩИНЫ СТОЛЕТИЯ»

В конце 1997 года украинская культурная общественность отметила юбилей выдающегося нашего музыковеда и историка культуры Нины Александровны Герасимовой-Персидской...

Автор: Лариса Сумина

В конце 1997 года украинская культурная общественность отметила юбилей выдающегося нашего музыковеда и историка культуры Нины Александровны Герасимовой-Персидской. Имя этой замечательной женщины известно широко (и далеко) за пределами бывшего СССР. За свою деятельность она получила от Кембриджского биографического центра почетное звание «Женщины 1992-1993 гг.», затем последовало «Женщина столетия», серебряная медаль «За достижения в ХХ веке». У непосвященных возникает вопрос: за что? За какие заслуги? Немудрено, что деятельность музыковеда для большинства людей представляется узконаправленной, довольно неопределенной, и даже многие люди искусства, включая музыкантов, считают ее малоприменимой. Но так ли это на самом деле? Пример Нины Александровны опровергает любые суждения о «ненужности» этой профессии. Да, не спорю, достаточно широкий круг музыковедов занимается сугубо научной работой, выявляя все новые и новые варианты - «грани» идейного содержания всем известных музыкальных шедевров. Их труды зачастую остаются запечатленными лишь на листе бумаги. Но Герасимова-Персидская выбрала иной путь применения полученных в Киевской консерватории знаний. Она сама стала «открывать» для публики новые музыкальные шедевры.

Случилось это более 30 лет назад, когда Нина Александровна заинтересовалась изучением старинной украинской музыки XVII-XVIII веков. И это не случайно, ведь речь идет об эпохе становления и настоящего расцвета национального профессионального искусства, эпохе, породившей уникальные хоровые образцы украинского барокко - «свидетельства» богатства и своеобразия культуры нашего народа. Но тогда, в 60-е, этот бесценный материал все еще «покоился» в рукописных хранилищах. Естественно, если музыка не «поднята» из архивов - не найдена, не расшифрована, не издана и ее не исполняют в концертах, - ее попросту не существует. А проделать расшифровку старинной записи музыкального произведения, чтобы оно зазвучало, - труд весьма не легкий: нужно «прочитать» сложную скоропись тех времен, перевести музыкальную запись на современную нотацию, собрать отдельные голосовые партии в целую партитуру…

И вот сегодня - благодаря проделанной работе украинских музыковедов - нашу уникальную музыку узнает весь мир. Музыка украинского барокко зазвучала, вошла в репертуары русских хоров (Минина, Свешникова и др.), украинских коллективов - Иконника, Радека («Дзвони), Гобдыча («Киев»), канадского хора «Musicus Bortnyansky». Осуществлены аудиозаписи этой музыки в Украине, России, Болгарии, Польше, США. В осуществлении этой грандиознейшей задачи важнейшая роль принадлежит Герасимовой-Персидской. Ею опубликована масса новых нотных материалов. Первым среди изданий стала «Антология партесного концерта» - первый выпуск произведений уникального жанра духовного хорового концерта a capella (8 или 12 голосовых партий!), сформировавшегося в музыке Италии конца XVI века и получившего развитие в Польше и Германии. Следом - публикация «Украинских партесных мотетов», найденных Ниной Александровной в Югославии (!). Вновь «воскрешенная» музыка открывает слушателю новые композиторские имена. К примеру, Николая Дилецкого (~1630-1690), известного в истории музыки ранее как автора первого теоретического трактата «Грамматика мусикийского пения». Эта книга, кстати, в свое время оказала огромное влияние на целые поколения композиторов хоровой музыки, дирижеров, учителей пения. Но Нина Александровна обнаружила и композиторскую грань его таланта: нашла, расшифровала и опубликовала «Хоровые произведения Николая Дилецкого», среди которых «Воскресенский канон» является настоящим шедевром вокальной музыки.

Идею «музыкальных открытий» продолжили консерваторские ученики Нины Александровны. К примеру, Людмила Ивченко на основе архивной работы и ее научного обобщения издала первую и пока единственную антологию «Український кант XVII-XVIII століть». Обращение к очень важной, но малоизученной области восточнославянской музыкальной культуры является опять же понятным и естественным. С одной стороны, кант - бытовая городская песня XVII-XVIII веков - находился в ряду жанров, близких в истоках к народному творчеству и образовавших ту среду, на основе которой потом выросло национальное классическое искусство Нового времени. С другой - канты Украины были неотъемлемой частью общеевропейской демократической культуры, в частности песенной.

По словам Нины Александровны, сегодняшняя ее мечта - «опубликовать то, что не опубликовано». А ценного материала, пока, увы, не увидевшего свет, предостаточно: целый каталог киевских партесных произведений, находящийся у нее дома.

И все же архивный поиск в жизни Герасимовой-Персидской был более актуален в прошлые годы. Сейчас у нее масса работы иного характера, живая и насыщенная жизнь. В первую очередь - это пропаганда украинской музыки за рубежом. Я не стану перечислять те многочисленные мировые культурные организации, членом которых является академик Герасимова-Персидская. Хотя в общем-то общественная деятельность (участие в конгрессах, фестивалях, симпозиумах) является важной стороной ее жизни. Но более пристальное внимание она уделяет общению со студентами разных стран, их знакомству с украинской культурой. Нина Александровна читает лекции в университетах Кракова, Варшавы, Кельна, Граца, в городах США, во многих консерваториях мира. И обязательно с музыкой. Естественно, предпочтение отдается неповторимому живому звучанию. В Англии, например, ее рассказы иллюстрировал санкт-петербургский хор «Россика».

В какой же стране нашей культурой интересуются больше всего, судя по опыту поездок Нины Александровны? Кроме близлежащих - Польши и Болгарии, - безусловно, в Америке. Нина Александровна мне назвала целый «список» американских университетов, где она читала лекции. В одном из них (Шарлоттсвиль, штат Вирджиния) ею был проведен целый двухмесячный лекционный цикл на темы украинского барокко и современной отечественной музыки.

Делая лирическое отступление, скажу, что Америка для Нины Александровны - страна почти родная. Ее частое пребывание там связано и с тем, что в США живут (и достаточно благополучно) оба сына Герасимовой-Персидской со своими семьями. Как и их мать, они пошли по пути научного исследования, правда, в области практической медицины. У меня, естественно, возникает вопрос, а не хочет ли Нина Александровна сейчас жить рядом со своими детьми, зовут ли они ее к себе? «Конечно, зовут. - Герасимова улыбается. - Но там жить скучно. Мне, по крайней мере, там нечем заниматься». Таково ее восприятие Запада применительно к себе, к собственной творческой реализации. А это для Нины Александровны - главное в ее жизни.

А что же здесь, в Украине? А здесь - постоянная организация фестивалей и конференций, посвященных старинной музыке. Здесь - живое, подчас просто дружеское и, главное, не обремененное жесткими временными рамками (как на Западе) общение с любимыми студентами. Тесный контакт с композиторами, помогающий узнать и проникнуть в их мировосприятие, философию, творческую эволюцию.

А как музыковеда Нину Александровну интересует очень многое: средневековая музыка, Бах, композиторы ХХ века Шостакович, Лятошинский, Шенберг, Сильвестров, Лютославский, Пярт. Создается впечатление, что она «впитывает» в себя всю «панораму» музыкальной жизни - исторической и современной. Сейчас Нина Александровна заинтересовалась ведущими тенденциями и характерными чертами культуры конца нашего тысячелетия, такими философскими проблемами, как Время и Пространство в музыке. Творчество маэстро Валентина Васильевича Сильвестрова «прозвучало» в ее устах как «Музыка Тишины», ибо, по ее словам, «для Сильвестрова тишина - понятие категорийное. Напряженное вслушивание, глубокое переживание каждого момента звучания - это определенная эстетика… Тишина - это потенциальное, еще не реализованное звучание, и этим она подобна вакууму… Чем глубже мы входим в себя, тем шире открываются горизонты, и мы, кажется, чувствуем, что внутренний мир резонирует со Вселенной».

И еще последнее. Спускаясь с «философских высот» на размышления о современной культурной жизни Киева, я спросила Нину Александровну об уровне фестиваля современного украинского искусства «Meta Art», состоявшегося этой осенью. Вопрос не был случайным: определенная часть консерваторской профессуры не воспринимает музыки так называемого «радикального авангарда», широко представленного в рамках «Meta Art». Оказалось, Герасимова-Персидская совсем не против этой музыки, и она выразила очень положительную реакцию: «Главным в фестивале «Meta Art» было создание особой атмосферы праздника и теплого, тесного контакта всех людей в этом небольшом зале и такого же «общения» видов искусств, представленных на фестивале. Ну, и конечно, приятно, что ощущалась взаимосвязь этой музыки с творчеством 60-х…»

Еще раз поздравляя Нину Александровну Герасимову-Персидскую с юбилеем, я, может, это и банально прозвучит, тоже пожелаю ей Праздника, Гармонии, Любви, Здоровья от всех нас, ее учеников.