UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ВПЕРЕД..!» — ПО «СЕРЕБРЯНЫМ РЕЛЬСАМ»

по «серебряным рельсам» Оказывается, даже в той плачевной ситуации с национальным кинопроизводст...

Автор: Владимир Войтенко

по «серебряным рельсам»

Оказывается, даже в той плачевной ситуации с национальным кинопроизводством, которая воцарилась в стране, пока что достаточно фильмов, снятых на протяжении последних лет, чтобы время от времени напоминать миру: Украина - держава кинематографическая.

Режиссер Вадим Кастелли возвратился из Франции, где его фильм «Вперед, за сокровищами гетмана!» (1994) участвовал во Втором международном кинофестивале «Молодежь и кино» в городе Аянже и получил два приза: второй по значимости - «Серебряные рельсы», а также - зрительских симпатий. Кроме украинской ленты, в конкурсных показах принимали участие картины из Франции, Италии, Финляндии, Испании, Германии, Англии и Норвегии (именно норвежский фильм уехал на родину по «Золотым рельсам»).

Вадим Кастелли: - Город Аянж расположен вблизи от французских границ сразу с тремя государствами - Германией, Бельгией и Люксембургом. Это Лотарингия - знаменитый угольный бассейн, куда с начала нынешнего столетия съезжались люди со всей Европы - работать в шахтах, в сопутствующей сталеплавильной, сталепрокатной и т.п. промышленности. И в результате в этих краях почти нет, так сказать, французских французов, а преимущественно - французские итальянцы, немцы, поляки и даже... украинцы, прибывшие сюда в разное время и, как правило, с востока Украины, где добывать уголь - дело привычное... В Аянже один из самых больших в Европе заводов, производящих железнодорожные колеса и рельсы (отсюда и название фестивального приза). Но практически это единственное, что осталось от прошлой «экономической роскоши», ибо тут, как и везде в Европе, угольная промышленность находится в состоянии умирания. Хиреет и все сопутствующее ей. Естественно, выходят на первый план взрывоопасные проблемы безработицы. В Аянже решили с этим бороться путем развития... культурной сферы. Логика местного мэра: «Если закрываются заводы, то, возможно, нам удастся, создавая альтернативную культурную среду (международный кинофестиваль - один из ее элементов), сделать Аянж привлекательным для туристов, что позволит открыть новые рабочие места».

О фильме Вадима Кастелли «Вперед, за сокровищами гетмана!», который жанрово можно, пожалуй, охарактеризовать как сатирическую комедию положений, в свое время, в нашей прессе было сказано довольно много, ибо он вызвал у зрителей, и особенно - у специалистов, полюсные мнения. Напомню лишь, что в ленте обыгрывается легенда о хранящихся в лондонском банке несметных сокровищах гетмана Павла Полуботка, которая еще недавно опробовалась в Украине, как возможный вариант объединительной национальной идеи в виде ожидания «манны небесной»... Потому естественный вопрос: если далеко не всех в Отечестве родном картина рассмешила, как ее воспринимали во Франции?

Вадим Кастелли: - В фестивальной программе не было ни одной комедии, кроме нашей. Перед каждым сеансом, а их было три, я выходил и перед публикой рассказывал суть легенды о приснопамятных сокровищах, которая нам-то известна хорошо... Так или иначе, но публика смеялась, как говорится, там, где надо, и над тем, чем надо. Хотя, снимая этот сюжет, мы рассчитывали сугубо на отечественного зрителя, которому близки и понятны какие-то ситуации, а также определенные культурные, национальные идиомы... Что интересно, если на подобных встречах со зрителем в Украине организаторы просят пообщаться до сеанса, ибо: «после фильма публика уйдет», то в Аянже разговоры после просмотра - традиционные и очень интересные. Трижды демонстрировалась лента - трижды я беседовал со зрителями. А самый длинный из этих разговоров получился полуторачасовым! Людей интересовало все: от вопросов, касающихся непосредственно кинокартины, до тех, которые фильмом затрагиваются косвенно, а также не затрагиваются вообще, - очень много расспрашивали о сегодняшней ситуации в Украине. Такой интерес возникал не только у тех, кто считает себя французским украинцем.