UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВЫШЕННОЕ И ЗЕМНОЕ ФЕСТИВАЛЬНЫХ БУДНЕЙ

«Владимир Крайнев приглашает…» — многоточие, завершающее фразу, оставляет ощущение недосказанности...

Авторы: Наталья Рудакова, Нонна Литвинова

«Владимир Крайнев приглашает…» — многоточие, завершающее фразу, оставляет ощущение недосказанности. Представляется некий доброжелательный, гостеприимный человек, широким жестом руки приглашающий зайти «на огонек». Внутри его уютного дома кипит самовар, стол ломится от угощений, а хозяева давно заждались гостей…

На этом месте сказка заканчивается и оборачивается банальной, столь привычной для нас присказкой «о том, куда ушли деньги». Незадолго до своего открытия VI международный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает…» оказался под угрозой срыва, причиной которого стала брешь в финансировании. Скандал, возникший вокруг материального обеспечения фестиваля, оголил актуальную проблему в стиле тургеневских отцов и детей — взаимоотношения чиновничества и представителей высокой культуры. И все же праздник состоялся, подарив нам девять дней абсолютного музыкального восторга.

Официальная версия, озвученная на пресс-конференции, напоминает анекдотическую ситуацию, происшедшую с мнимым поручиком Киже. Вследствие бюрократической ошибки фестиваль под названием «Владимир Крайнев приглашает…» и его подзаголовок «Парад пианистов планеты» рассматривались как два разных фестиваля, из-за чего и произошла «неразбериха» с деньгами. «На Руси есть две беды: дураки и плохие дороги» — наверное, Н.Гоголь забыл упомянуть чиновников.

Все вышеизложенное спровоцировало позицию инспираторов феста: раз уж пообещали, то сделаем, но никаких любезностей не ждите. Возможно, именно этим объясняется отсутствие пресс-конференции и вступительной части. А хватило бы элементарной фразы в духе «Мы начинаем КВН» и присутствия виновника события. По ходу (наверное, музыка творит чудеса) атмосфера менялась. В последний день состоялась и пресс-конференция, на которой развеялись сомнения относительно дальнейшей судьбы фестиваля: обещанная поддержка Яна Табачника и Виктора Пинчука — и можно ожидать следующий фестиваль, знаменательный еще и тем, что маэстро исполняется 60 лет.

Что ж, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. В конце концов, скандал сделал дополнительную рекламу фесту и привлек внимание масс-медиа. Но не будем забывать, что фестиваль — это праздник, и главное в нем — не количество выделенных финансов, а радость и оправданные ожидания слушателей. О последних ярко свидетельствуют ежевечерние аншлаги, помехой которым не стала даже непогода.

Все участники порадовали отличным качеством исполнения. Безусловно, совершенствованию нет предела, но и о ежегодном прогрессе забывать не стоит. Встреча с уже известными нам, слушателям, учениками Владимира Всеволодовича, пожалуй, на какую-то долю даже интересней и эмоциональнее, чем знакомство с новыми «открытиями». Приятно видеть, как взрослеют и становятся мастерами пианисты, которых еще недавно причисляли к младшей группе.

Как обычно, «Приглашение…» основывалось на своих базовых характеристиках: концепция юбилейных дат, высокое качество исполнения, приоритет фортепианной музыки. Не было разве что столь полюбившихся всем литературных вплетений в ткань фестиваля.

В связи с посвящением фестиваля 100-летию со дня рождения В.Горовица в программе превалировали два момента. Во-первых, безраздельно властвовал рояль (будь то соло или аккомпанемент), во-вторых, основным жанром стал концерт. Хотя было и
в-третьих. Это исключительное доминирование музыки С.Рахманинова (что соответствовало концепции юбилейных дат). Два вечера слушатели наслаждались произведениями композитора. Пикантной особенностью стала возможность услышать С.Рахманинова в исполнении музыкантов разных стран. Похоже, что споры по поводу понимания славянской души другими нациями будут продолжаться, так как игра В.Крайнева и И.Рашковского, несомненно, в большей степени вызывала в сознании образы необъятных просторов. Но, как говорится, о вкусах не спорят.

Кроме юбилейных дат С.Рахманинова (130 лет со дня рождения и 60 лет со дня смерти) отметили и 50 лет со дня смерти С.Прокофьева. Исполнение «доверили» славянам (В.Крайнев, Д.Прощаев, И.Рашковский). Наверное, не зря: три концерта прозвучали блестяще.

В компоновке программы, возможно, не хватало большей системности в сопоставлении различных эпох и стилей. В результате появлялись такие неожиданные сочетания, или скорее столкновения, как, например, В.-А.Моцарт — О.Чайковский — В.-А.Моцарт — Д.Шостакович. Согласитесь, довольно сложно мгновенно переключаться с прослушивания музыки XVIII века на музыку конца XX.

Хотя об исполнителях такого не скажешь. Национальный симфонический оркестр Украины и симфонический оркестр филармонии продемонстрировали в этот раз солидное качество, за которым явно стоит недюжинное число репетиций. Что касается участников феста, то если и можно не согласиться с предложенными ими трактовками, с высоким уровнем техники и артистизма не согласиться нельзя. Трогательная проникновенность Ноги Нария, расчетливая эмоциональность Аяко Уехары, чрезмерная темпераментность Аглики Геновой и Любэна Димитрова, легкость гения, зрелый профессионализм Ильи Рашковского… Каждого из участников можно охарактеризовать и иначе, но эпитеты «серость», «посредственность» — не для них. Большой резонанс получил приезд маститого французского пианиста Мишеля Дальберто и заслуженного деятеля искусств России, профессора Московской и Санкт-Петербургской консерваторий Александра Чайковского.

Будь то гости или ученики, оркестры или слушатели, центром этой огромной конструкции под названием фестиваль является Владимир Всеволодович Крайнев. Именно он — лицо фестиваля. В Украине не так много подобных мероприятий. Положительный фактор здесь очевиден, так как слушатель с большим доверием отнесется к фестивалю, если последний воплощен в конкретном человеке.

И несмотря на все проблемы и недочеты, фестиваль «Владимир Крайнев приглашает…» и в этот раз состоялся, и в этот раз выполнил свою функцию. А заключается она в том, чтобы подарить слушателям ощущение праздника, ознакомить с музыкальными шедеврами классики и премьерами. Все это удалось, вот только «парад пианистов планеты» предполагает, пожалуй, гораздо больший географический размах. Были представлены только Украина, Россия, Болгария, Япония и Франция. А если говорить о трудностях — разве что-то хорошее появляется на свет легко?