UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАТИТСЯ ЛИ ИГОРЬ СИКОРСКИЙ В СВОЙ ДОМ

Когда в июне 1989-го на доме № 15-б по улице Ярославов Вал была торжественно открыта мемориальная доска, казалось, что пришел конец 70-летнему официальному замалчиванию имени Игоря Ивановича Сикорского...

Автор: Виталий Ковалинский

Когда в июне 1989-го на доме № 15-б по улице Ярославов Вал была торжественно открыта мемориальная доска, казалось, что пришел конец 70-летнему официальному замалчиванию имени Игоря Ивановича Сикорского. Казалось, что и для самого дома вскоре настанет новая счастливая жизнь, наполненная благодарной памятью потомков-земляков о славном киевлянине, здесь родившемся и начавшем здесь свой блестящий путь пионера отечественной и мировой авиационной техники.

Как когда-то дом № 13 на Андреевском спуске, не сговариваясь, начали называть «домом Булгакова», хотя музея там еще не было и в помине, так и дом на Ярославовом Валу уже все чаще зовут «домом Сикорского». Параллели вселяют надежду, но уж очень трудно убеждать в очевидном, если духовные начала бытия загнаны, а холодные коммерческие интересы торжествуют.

В последние годы в периодических изданиях появлялись публикации (наша газета тоже писала) о деятельности авиаконструктора Игоря Сикорского, о его выдающихся заслугах в самолетостроении, и нет особой нужды в подробном рассказе. Поэтому лишь вкратце напомним этапы жизни нашего земляка.

Родился 25 мая (6 июня)

1889 г. в семье известного врача-невропатолога и психиатра, профессора университета св. Владимира Ивана Алексеевича Сикорского. Восприемниками при крещении самого младшего, пятого ребенка были великая княгиня Александра Петровна, основательница Киево-Покровского женского монастыря, и ее сын великий князь Петр Николаевич. Учебу Игорь начал в киевской 1-й гимназии, продолжил в Петербурге в Морском кадетском корпусе, окончив его в июле 1906 г. со средним баллом 10,75 из 12. Как ни странно, по математическим наукам в аттестате выставлены лишь «девятки». Но кадет Сикорский уже выбрал свою дорогу - только техника, только авиация. И он почти на год оказывается в Париже, где в технической школе Дювиньо де Лано делает первые шаги к познанию неба.

В июне 1907 г. поступает на механическое отделение Киевского политехнического института. Впрочем, дисциплинированного студента из него не вышло. Позанимавшись два первых учебных семестра, совмещая лекции с конструкторской работой в домашней мастерской, отправляется на каникулы в Германию - знакомиться с авиационными новинками. В январе 1909 г. вновь уезжает в Париж, в школу авиаконструктора и пилота капитана Ф.Фербера, и возвращается в Киев не только с головой, полной идей, но и с закупленными двигателями и деталями для своих аппаратов. Потом снова учеба, потом опять перерыв. В феврале 1911 г. Сикорский просит восстановить его в институте и разрешить внести плату за 1910/11 учебный год. Правление КПИ просьбу удовлетворило, но предупредило студента, что он может быть исключен за несдачу минимума. Видимо, так и произошло, и с 1 октября 1911 г. Сикорский был окончательно вычеркнут из списков студентов КПИ.

Но к этому времени у молодого конструктора уже было многое. Были аэросани и винт-пропеллер, были два геликоптера, пусть еще и не летавшие, а только делавшие первые «подпрыжки» на лужайке в отцовской усадьбе на Ярославовом Валу, уже был очередной «Сикорский-5», показавший скорость 125 км/час, уже имелось удостоверение на право самостоятельных полетов.

Эти годы ознаменовались исключительно плодотворной деятельностью Киевского воздухоплавательного общества под руководством профессора КПИ Н.Делоне - ученика Н.Жуковского. Безусловными лидерами выступали профессор князь А.Кудашев, студенты Г.Аджер, Ф.Былинкин, В.Григорьев, В.Иордан, А.Карпека, И.Сикорский, Ф.Терещенко. 23 мая 1910 г. Киев стал свидетелем знаменательного события - первого полета авиатора на первом аппарате отечественной конструкции. Это над Сырецким скаковым полем испытывал свой самолет Александр Кудашев. Таким же образом - за собственные средства и в домашне-кустарных условиях - творили и другие молодые энтузиасты. Лишь Федор Терещенко выделялся своими возможностями - имел в г.Червонном под Бердичевом отлично оснащенную аэропланную мастерскую с аэродромом около сахарного завода.

А тем временем Сикорский испытал новый биплан «С-6», развивший с двумя пассажирами скорость 111 км/ч, и на этой модели завершил свои практические работы в Киеве. 13 апреля 1912 г. газета «Киевлянин» сообщила, что «несколько дней назад Русско-Балтийский завод приобрел у него право постройки и продажи

«С-6». Сикорский приглашен в Петербург заведовать постройкой аэропланов его системы».

Здесь, на вагоноремонтном заводе, воплотились родившиеся в Киеве замыслы Игоря Ивановича о создании многомоторных самолетов. Сначала появился «Гранд», за ним поднялся «Русский витязь» и потом уже взлетел «Илья Муромец» - четыре мотора, пилотская, командирская и пассажирская кабины, окна по бокам фюзеляжа и в полу, экипаж 8 человек. Их создатель - студент с незаконченным высшим образованием - приглашен читать лекции на курсах при Петербургском политехническом институте и в офицерской воздухоплавательной школе.

Ознакомившись с «Ильей Муромцем» (С-22), 140 депутатов Государственной думы (некоторые из них даже совершили полет) подписали законодательное предложение о выдаче Сикорскому премии 100 тысяч рублей. В июне 1914 г., накануне первой мировой войны, они писали в сопроводительной записке: «Германия остановилась на аппаратах легче воздуха, изобретенных графом Цеппелином. Их уже у нее до 40 штук. Состязаться с ней в этом Россия не в состоянии. Бороться с «Цеппелинами» при помощи малых аэропланов вряд ли возможно. «Илья Муромец» благодаря своим подъемным качествам, внутреннему оборудованию и району действия способен оказать противодействие. Заслуга Сикорского, создавшего свои воздушные корабли, обезопасившие страну от неприятельских воздушных сил, явившиеся также могучим средством разведки гораздо более дальней, чем делается обыкновенными аэропланами, и, наконец, представляющие собой могучее орудие атаки, столь велика, что ее следует признать заслугой государственной».

Утром 17 июня 1914 г. пилотируемый Сикорским биплан «Илья Муромец» приземлился на Куреневском аэродроме, совершив перелет Петербург-Киев (с промежуточной посадкой в Орше). Восторгу киевлян, пришедших встретить отважных авиаторов, осматривавших машину, значительно превзошедшую зарубежные образцы, а тем более восторгу тех, кому посчастливилось подняться в воздух во время показательных полетов, продолжавшихся по 27 июня, не было предела. Осмелилась полетать и сестра Игоря Ивановича - Ольга, которая была старше его на 13 лет.

А 28-го Сикорский и вместе с ним механик и еще один летчик взяли курс на Петербург. Газеты отметили, что на борт было взято 816 кг бензина, 224 кг масла и еще 200 кг составил общий вес трех членов экипажа. Несущие способности воздушного корабля определили его главное предназначение как бомбардировщика - он поднимал до 800 кг бомб. В этом качестве «Илья Муромец» был блестяще использован в начавшейся войне. Всего же было построено около 70 таких аппаратов.

Октябрьский переворот 1917 года положил конец не только их производству, но и деятельности Сикорского в России. Весной 1918 г. он уехал из страны во Францию, а с марта 1919-го жил в США. Через четыре года удалось основать «Аэроинженерную корпорацию Сикорского», вице-президентом которой стал композитор С.Рахманинов, сделавший решающий денежный взнос. До 1939 г. Игорь Иванович создал 15 типов самолетов, а потом вернулся к тому, с чего начинал в Киеве, - к винтокрылым машинам. Сикорский первым строил турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии, «летающие краны», его аппараты пересекали Атлантический и Тихий океаны. Наиболее удачными признаны модели С-51, С-55, С-56, С-61, С-64 и С-65. В 1957 г. Игорь Иванович оставил пост главного конструктора своей корпорации, но до самой смерти 26 октября 1972 г. оставался консультантом.

Более весомых аргументов в пользу мемориализации дома

№ 15-б по улице Ярославов Вал, чем сама жизнь и дела Игоря Ивановича Сикорского, не надо и искать. Его киевский дом - это неоспоримый памятник истории украинской науки, техники и культуры. И не одной только мемориальной доской, но и серьезной музейной экспозицией он должен рассказывать о нашем замечательном земляке.

Именно такую задачу поставила перед собой Аэрокосмическая академия Украины, беря в аренду у гостиницы «Казацкая» Министерства обороны Украины неиспользуемое и полуразрушенное трехэтажное здание. По договору от 1 марта 1994 г. Академия обязалась до 2000 года выполнить все необходимые ремонтно-восстановительные работы по дому и открыть в нем музей. Для этой цели был создан и в установленном порядке зарегистрирован Украинский международный благотворительный фонд «Музей истории авиации и воздухоплавания» им.И.Сикорского.

Вот только со сроком аренды вышла досадная неувязка, ставшая на сегодняшний день роковой. В январе 1994 г. тогдашний министр генерал армии Украины В.Радецкий дал принципиальное согласие «передать дом Академии в долгосрочное бесплатное пользование (50 лет) при условии, если будут произведены ремонтные работы с размещением в нем музея, мемориальной комнаты и мастерской И.Сикорского, без права передачи помещений другим лицам в субаренду». Но пока готовили договор к подписанию, В.Радецкий стал экс-министром обороны. А при его преемнике, В.Шмарове, в тексте почему-то оказался срок не 50, а только 10 лет. Президенту Аэрокосмической академии Украины В.Кислову ничего не оставалось другого, как только подписать договор с гостиницей на этот срок и пытаться продлить его.

Любому понятно, что такие условия аренды делают практически невозможным привлечение спонсоров для финансирования восстановительных работ по зданию. Да и как это музей создавать всего на 10 лет?! Абсурд. Между тем, вложить собственные инвестиции надежно обещают корпорация «Сикорски Эйркрафт» (США), Фирма «Балтик Меркантайл» (Англия) и ООО «Ликомп-Строй» (Россия). Живущие в США наследники И.Сикорского - его дети Игорь, Сергей, Николай и Татьяна - готовы оказать финансовую помощь фонду

им.И.Сикорского в реализации намеченных мероприятий. В протоколе о намерениях между фондом и корпорацией «Сикорски Эйркрафт» говорится: «Корпорация в подтверждение предыдущих переговоров готова оказать финансовую поддержку Фонду в восстановлении дома Сикорских и создании в нем Музея истории авиации и воздухоплавания

им.И.Сикорского. Финансовые средства, выделяемые корпорацией, должны рассматриваться как безвозвратная беспроцентная целевая инвестиция, предназначенная только для создания музея. Дом Сикорских должен быть официально оформлен либо документом собственности фонда, либо документом длительной аренды (не менее 50 лет).

Дом еще в 1980 г. был признан аварийным, находившееся в нем общежитие расселено, и с того времени помещение не использовалось. Когда в 1989-м открывали мемориальную доску, уже думали о музее, но только через пять лет появился арендатор с конкретной и благородной перспективой. За прошедшие после подписания договора три года силами российского «Ликомп-Строя» выполнены изыскательские работы, подготовлена проектная документация и сейчас заканчиваются рабочие чертежи. Все это уже стоит около 300 тысяч долларов.

И вот в ответ на очередную просьбу о передаче дома Сикорских на баланс Фонду им.И.Сикорского очередной министр обороны генерал-полковник А.Кузьмук сообщает новость иного порядка. Проигнорировав обещания предыдущих министров - В.Радецкого, поддержавшего передачу дома фонду, и В.Шмарова, тоже в конце своего пребывания в должности согласившегося на передачу при условии гарантий семьи Сикорских об инвестициях, - нынешний министр А.Кузьмук решил продать дом подороже. Ответ от 31 марта с.г. поражает своей циничностью: «Ваше обращение, с просьбой передать на баланс фонду здание по ул.Ярославов Вал, 15-б, рассмотрено. Исходя из интересов каждой стороны (?) МО Украины в настоящее время получило конкретное предложение от инвестора Миссии «Милосердие» при Киевском Патриархате Украинской Православной Церкви на реконструкцию этого здания в комплексе Международного делового центра. В связи с этим (?) есть реальная возможность (?) создания музея, мемориальной комнаты и мастерской И.Сикорского. На реализацию проекта Международного делового центра Министерство обороны получило «лист-разрешение» от Киевской городской госадминистрации и приступает к выполнению проектно-изыскательских работ». Одновременно Военная прокуратура Центрального региона Украины подала в Арбитражный суд г.Киева иск о разрыве договора аренды между гостиницей «Казацкая» и Аэрокосмической академией Украины.

О каком музее в бизнес-центре может идти речь? Разве если только в виде некоего «красного уголка» или «ленкомнаты»? Для взводного или ротного, может быть, и хватило бы.

Можно много красиво говорить с трибун о патриотизме и патриотическом воспитании, можно рассуждать о «национальной идее» и сокрушаться по поводу «дедовщины» в армии и преступности на улицах. Но чтобы было все первое и не было последнего, надо не говорить, но делать. Тем более, если нам хотят бескорыстно, помня о родине, помочь.

Еще два года назад совет директоров корпорации «Сикорски Эйркрафт» писал в адрес Фонда им.И.Сикорского: «Мы обладаем достаточными финансовыми возможностями и историческими материалами, интересными для вашей работы. Но финансирование фонда и выставочных экспозиций с нашей стороны возможно на следующих условиях: в связи с тем, что в свое время все имущество Сикорских в бывшем СССР было конфисковано и учитывая нестабильную ситуацию государственных структур Украины, отсутствие у них средств финансирования ваших программ, фонд и создаваемые им экспозиции не должны иметь подчиненности государственным структурам (министерствам, ведомствам); в состав учредителей не должны входить государственные структуры с правом решающего голоса».

Худшие предположения подтверждаются: с государственными институциями договариваться пока еще рискованно. Но разве не было бы логичным и по-человечески справедливым просто возвратить Сикорским под устройство музея их уже 17 лет пустующий семейный дом? Но подобное в голову не приходит - наш демократизм не дорос. Какая же судьба ожидает «дом Сикорского»? Кто ответит на этот вопрос?