UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ ШЕДЕВРА РЕМБРАНДТА

Реставрация «Данаи» закончена, она длилась 12 лет. Картина, безусловно, прекрасна, хотя следы перенесенной трагедии заметны на полотне...

Автор: Алина Тулякова

Реставрация «Данаи» закончена, она длилась 12 лет. Картина, безусловно, прекрасна, хотя следы перенесенной трагедии заметны на полотне.

Осталось невыясненным, какая злая воля привела этого человека 15 июня 1985 года в Эрмитаж: его связь с литовскими националистами не доказана, но психическая неполноценность очевидна, он до сих пор находится в сумасшедшем доме.

Зал Рембрандта - гордость Эрмитажа, чья коллекция, одна из лучших в мире, включает 20 произведений живописи. Злоумышленник уточнил у смотрительниц зала, какая из картин наиболее ценная. Наивные доброжелательницы указали на «Данаю». Скрытый экскурсионной группой негодяй успел облить картину серной кислотой и дважды порезать ножом холст.

«Даная» менялась на глазах, в светящихся потоках кислоты исчезала живопись. Вряд ли агония беззащитного и невинного существа может быть более выразительной, чем эта ужасная сцена гибели шедевра.

Реставрация началась в тот же, субботний, день: поврежденную картину стали промывать водой. Через полтора часа зафиксировали остановку кислотной реакции. Чтобы при высыхании не отслаивался красочный слой, картину укрепили традиционным для эрмитажной методики 3%-м раствором рыбьего клея с медом и в полночь разошлись по домам в тревоге за завтрашний день - кто мог знать, что будет с картиной дальше?

Через три дня для решения судьбы картины была создана государственная комиссия, рассмотревшая три возможных варианта: или ничего не делать и оставить «Данаю» в этом ужасном положении, или полностью восстановить, практически сделав копию. Но решили идти по пути, предложенному Эрмитажем: освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая рембрандтовской живописи, тактично восстановить утраты.

«Даная» переместилась в Малую церковь Зимнего дворца, где были созданы оптимальный климат, освещение. Картину обследовали на высоком уровне современных возможностей. Уникальный материал, полученный при исследовании картины и подробный анализ процесса ее реставрации, включая многочисленные фотоматериалы, изданы отдельным каталогом «Даная - судьба шедевра Рембрандта».

На первой встрече «Данаи» со зрителями особую радость испытывали реставраторы Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков, Татьяна Алешина. «Даная» - печальный рекордсмен среди пострадавших произведений искусства - утраты живописи составили 27%. Центральная часть композиции представляла смешение бурых рельефных пятен с массой набрызгов, вертикальных натеков, утрат. Первый этап реставрации был посвящен укреплению красочного слоя, грунта, подведению нового дублировочного холста. Затем полтора года под микроскопом удалялись натеки - продукция реакции кислоты.

Тонирование проводилось в технике масляной живописи, идентичной подлиннику. Методы нанесения реставрационных тонировок варьировались в зависимости от характера повреждений, при этом все тонирование отделено от авторской живописи слоем лака - этим соблюдено важнейшее условие реставрации - принцип обратимости, то есть возможность вернуться к исходному моменту. Из трудного испытания эрмитажные реставраторы вышли с честью, не погрешив против реставрационной этики, они подлечили тело и сохранили душу произведения.

Миф о Данае - история царской дочери, заточенной отцом в темницу, поскольку ему была предсказана смерть от руки внука. Но возлюбленный у Данаи все же появился - бог Зевс, и от него она родила героя Персея. Однажды на спортивных состязаниях Персей метнул диск и непреднамеренно попал деду в голову.

Излюбленная художниками сцена - проникновение Зевса в виде золотого дождя к Данае.

«Даная» Рембрандта отличается от других, она поражает трепетностью чисто человеческих чувств, заполнивших мифологическую сцену. Зевс появляется не дождем золотых монет, а приходит как свет, вернее, как любовь, освещающая одинокую жизнь и придающая этой жизни смысл.

Как показали рентгенологические исследования, Рембрандт не сразу нашел окончательное решение композиции. После 1636 года - даты, поставленной им на холсте, он вновь вернулся к картине в 40-х годах. Тогда и был найден этот удивительный жест поднятой руки Данаи, вобравший в себя все смятение ее чувств - и робость, и радость, и смущение, и желание.

Хотя нет единой точки зрения, кто явился моделью для Данаи, но известно, что в то время Рембрандт сам испытывал чувство любви и, вполне вероятно, черпал счастливые переживания из собственного опыта.

«Даная» Рембрандта пережила революции, войны, несколько распродаж, две эвакуации и жестокое покушение. Но она вновь вернулась к людям, как любовь и красота, которые не должны исчезнуть из жизни, и как подлинный шедевр, обязанный быть бессмертным.