UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ «МАТУШКИ-АВСТРИИ»

Случайность, утверждают философы, внешняя сторона необходимости. Этакое точечное (в определенном ...

Автор: Светлана Исаченко

Случайность, утверждают философы, внешняя сторона необходимости. Этакое точечное (в определенном месте и в определенное время) проявление глубинных процессов бытия, которое обычно трудно оценить сразу и связать в единую цепь событий и явлений, но за которым всегда чувствуется что-то более весомое и значимое, чем простое стечение обстоятельств. Особенно когда эти обстоятельства, словно разноцветные пазлы, поразительно точно и легко складываются в целостное полотно настоящего с проекцией в прошлое и будущее.

230 лет назад Буковина вошла в австрийскую империю Габсбургов, став частью пусть и пестрого, но довольно сильного конгломерата европейских автономий. Столетний юбилей этого события был отмечен установлением на центральной площади Черновцов (сегодня это Соборная площадь, а тогда — Аустерплац) монумента «Австрия» с надписью на пьедестале «Від вдячної Буковини». Австрия была изображена в виде красивой благородной женщины в одеянии древнегреческой богини (чем подчеркивалась преемственность государственности и культуры европейской монархии с античным миром). Насколько можно судить по архивным источникам и иллюстрированным городскими видами почтовым открыткам той эпохи, матушку-Австрию наделили фигурой и лицом императрицы Марии Терезии, принимавшей Буковину в состав королевских земель. Двухметровая мраморная статуя возвышалась над площадью на пьедестале из зеленого песчаника, да еще имела бронзовое подножие с барельефными изображениями — общая высота монумента достигала 8 метров. В 1919 году, когда Буковину оккупировала Румыния, памятник Австрии, разумеется, снесли, и дальнейшая его судьба неизвестна, как и всех прочих памятников австрийской эпохи, представлявших высокую художественную и культурно-историческую ценность.

И вот на днях, совершенно, казалось бы, случайно металлическая лопата рабочих, закладывавших фундамент под лестницу во внутреннем дворике старинного здания, которое сейчас занимает черновицкая дирекция Укрсоцбанка, звонко ударилась обо что-то довольно твердое на глубине метра. Оказалось, это фрагмент, лишь торс, какой-то скульптуры. Сразу пригласили специалистов — историков, искусствоведов. Те взглянули на находку и восторженно ахнули — перед ними была изувеченная, но прекрасная, потерянная и снова найденная «Австрия». Очищенный от грязи знаменитый каррарский мрамор, который добывали под Неаполем и на котором устанавливались шедевры мировой культуры, сверкал белоснежной красотой.

— Это настоящая сенсация, — утверждает историк, доцент Черновицкого национального университета Александр Масан. — Никто уже и не надеялся увидеть памятники австрийского периода истории Черновцов. Считалось, что ни один не сохранился. Оказывается, они есть, да еще и совсем рядом.

Не случайно, как может показаться на первый взгляд, а вполне закономерно, что «Австрию» обнаружили на территории современного банка. Возможно, это знак, что банковская система города наконец-то возродится и займет ведущее место в финансовом мире, как во времена Австрии, когда через черновицкие банки и биржи проходили мощные денежные потоки. А если учесть, что до войны в помещении Укрсоцбанка находился Буковинский музей промышленности (это насколько же развитую нужно было иметь промышленность, чтобы даже создать музей в ее честь), то, видимо, можно надеяться заодно и на возрождение буковинских предприятий, которые в последнее время находятся в упадке.

Дирекция банка сразу отметила, что на остатки «матушки-Австрии» не посягает — она является собственностью города, но банк готов взять посильное участие в финансировании реставрационных работ. Что будет дальше со скульптурой и куда ее девать — решает специально созданная для этого комиссия. Одни специалисты предлагают долепить статуе голову и руки (по городу ходят слухи, что отбитая голова находится в одной из частных коллекций) и установить, где и была, — на Соборной площади (получится как раз напротив монумента советскому воину-освободителю, что порадует местных феминисток). Другие уверяют, что не нужно ничего придумывать, так обломком и положить статую на пьедестал посреди клумбы (поставить это «туловище» невозможно) — пускай символизирует империю, раскрошившуюся, как каррарский мрамор. Третьи предлагают (и это мнение поддерживают австрийские специалисты, которые — еще один удивительный случай — как раз приехали в Черновцы на первый международный украинско-австрийский практический семинар по вопросам реставрации и охраны памятников историко-культурной заповедной территории города) провести лишь косметическую реставрацию уникальной находки, «законсервировать» ее и в таком виде выставить в музее, разместив рядом уменьшенный эскиз (скульптурный или графический) первоначального вида монумента.

Но не только эти вопросы волнуют сейчас общественность города. Многие усматривают в возвращении из небытия фрагмента «Австрии» потаенный смысл. Европа объединяется, стремясь построить общий дом уже, естественно, не на монархических, а демократических принципах. Неожиданная материализация буквально из-под земли бывшего символа объединенных под единой крышей европейских народов, возможно, является знаком, куда Украине следует направить свой многострадальный вектор внешних и внутренних усилий.