UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗВРАЩЕНИЕ — И ПОКАЯНИЕ?

Среди имен, которыми по традиции ЮНЕСКО обозначило год 1995-й, отдавая дань выдающемуся вкладу в развитие современной культуры и искусства, — имя украинского композитора Бориса Лятошинского (1895 — 1968)...

Автор: Виктория Муратова

Среди имен, которыми по традиции ЮНЕСКО обозначило год 1995-й, отдавая дань выдающемуся вкладу в развитие современной культуры и искусства, — имя украинского композитора Бориса Лятошинского (1895 — 1968). Его 100-летию был посвящен музыкальный фестиваль, который прошел в Большом зале Киевской государственной консерватории имени П.Чайковского.

Лишь в последние годы началась настоящая работа по исследованию, исполнению и фиксации в аудиозаписи музыкального наследия выдающегося композитора ХХ столетия. Такова уж судьба гения в отечестве: верность принципам высокого искусства — вне партийной идеологии социалистического реализма — предопределила судьбу талантливого музыканта еще в начале творческого пути, когда Борис Лятошинский вошел в Ассоциацию современной музыки и возглавлял ее в 1922 — 1925 гг. Впоследствии принадлежность к АСМ во многом «запрограммировала» отношение официальных властей, «руководящих и направляющих» развитие всех видов искусства.

Музыка Бориса Лятошинского всегда не укладывалась в прокрустово ложе теории социалистического реализма. Критики всегда считали ее либо «формалистичной», либо излишне усложненной для восприятия масс, либо недостаточно пафосной в плане прославления и восхваления достижений социализма под руководством компартии.

Этот удивительный для своего времени мир музыки Б.Лятошинского — тонкий акварельно-пастельный, глубоко философский и чувственный, мир символизма и декаданса, исполненный высокой поэзии. Среди его «соавторов»: А.Пушкин и А.Фет, И.Бунин и Г.Гейне, П.Шелли и П.Верлен, К.Бальмонт и И.Северянин, а также — великие соотечественники Т.Шевченко, И.Франко, М.Рыльский и В.Сосюра. Несмотря ни на что, Маэстро была чужда конъюнктура его времени. И, наверное, по этой причине своего единственного звания (кроме профессорского) — народного артиста СССР он был удостоен в год своей смерти, а престижную Государственную премию Украинской ССР имени Тараса Шевченко ему присудили через три года (!) после смерти. Из 70 опусов, официально считавшихся завершенными и составивших список произведений композитора в единственной монографии В.Самохвалова, издано при жизни композитора меньше половины.

Б.Лятошинский для украинской современной музыки был тем же, чем был для российской, в частности, Д.Шостакович. Именно благодаря Маэстро Лятошинскому расцвела плеяда знаменитых шестидесятников — его учеников, каждый из которых — личность в искусстве. В.Годзяцкий и Л.Грабовский, И.Шамо, В.Сильвестров, А.Каннерштейн, и последние — Е.Станкович и И.Карабиц — ветви мощного дерева, которое корнями уходит в лучшие традиции отечественной композиторской школы, воспринятой Б.Лятошинским от своего учителя Р.Глиэра — первого ректора Киевской консерватории.

Симфонизм мышления Б.Лятошинского — тема для многих будущих исследований, поскольку явление это стоит в ряду таких, как — симфонизм Шостаковича либо — Шнитке... В год столетнего юбилея своего великого соотечественника для многих украинских музыкантов стало делом чести исполнение его сочинений.

Во время юбилейного фестиваля было принято решение коллегии Министерства культуры Украины совместно с правлением Союза композиторов об учреждении премии имени Б.Лятошинского, которая будет присуждаться начиная с 1996 г. за выдающиеся достижения в области профессионального композиторского творчества — либо за сочинение, либо за определенные достижения в отдельных музыкальных жанрах, либо за творческое наследие определенного периода.

Искренне приветствуя новый музыкальный фестиваль, радуясь за его организаторов, хотелось бы надеяться на то, что в обозримом будущем во время юбилейного фестиваля можно будет слушать в столичной Опере «Золотой обруч» по повести И.Франко.

К сожалению, среди участников нынешнего праздника не было ансамбля классической музыки им.Лятошинского, ведущих камерных оркестров Украины.

Ощутимую свежесть внес концерт симфонической музыки (открытие фестиваля) с участием заслуженной артистки Украины, лауреата международных конкурсов В.Жадько.

Заключительный симфонический вечер фестиваля, представивший публике сочинения Б.Лятошинского разных лет, в том числе — Увертюру на 4 украинские темы, музыку к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» и Симфонию №4, ор.63, продемонстрировал существенный профессиональный рост заслуженного симфонического оркестра Гостелерадио под управлением заслуженного деятеля искусств Украины В.Сиренко. Благодаря активной творческой работе перспективного дирижера, коллектив в течение последних двух лет стал часто гастролировать, выступать с новыми программами.

Четвертая симфония Б.Лятошинского прозвучала как исповедь, философские размышления о жизни художника, непонятого и фактически отринутого обществом. Есть в этой музыке нечто, заставляющее вспомнить о вечных истинах бытия, задуматься о судьбе человечества... Это — музыка, которая сегодня звучит как откровение, свежо и искренне. Эта музыка, которая в годы создания казалась излишне усложненной, сегодня воспринимается как источник простоты и красоты, многое «объясняя» в новой музыке, звучащей в концертах сегодня. Эта музыка — достояние государства, воистину национальная гордость, ведь именно она создает Украине имидж в мировом культурном процессе. И она, как и ее автор, заслуживает по праву того, чтобы каждый уважающий себя украинский исполнитель имел в своем репертуаре сочинения Б.Лятошинского, своего великого соотечественника.