UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЗОБНОВЛЯТЬ МОСТЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

17 апреля в Государственном музее литературы Украины открывается выставка «Шумное одиночество. Десять чешских прозаиков (1945-1995)»...

Автор: Людмила Таран

17 апреля в Государственном музее литературы Украины открывается выставка «Шумное одиночество. Десять чешских прозаиков (1945-1995)». Подготовлено это культурное событие посольством Чешской Республики в Украине и коллективом названного музея. Мы так мало знаем о своих ближайших соседях, их культуре, и эта выставка - прекрасная возможность почерпнуть информацию о чешских писателях, которые в свое время, вместе с нынешним президентом Чехии Вацлавом Гавелом, драматургом, числились в диссидентах. Предлагаемый разговор - с первым секретарем посольства Чешской Республики в Украине г-ном Йосефом Ржегоржем.

- Господин Ржегорж, почему была избрана именно такая тематика выставки? Насколько актуальна проблема диссидентства уже в наше время?

- Назову имена десяти прозаиков, на творчестве которых построена выставка. Это Людвик Вацулик, Богумил Грабал, Ева Кантуркова, Иван Клима, Иржи Кратохвил, Эда Кризеова, Ота Павел, Карел Пецка, Яхим Топол, Йосеф Шкворецки. Пятьдесят лет чешской литературы в условиях коммунистического режима. Это - трагедия культуры: отсутствие свободы выражения, подлинной свободы слова. Здесь, в Украине, мы уверены, поймут ситуацию, потому что пережита аналогичная трагедия, даже более страшная. Много чешских писателей вынуждены были печататься за рубежом, выходило и много самиздата. Затем вырастает новое поколение, после 1970 года находящееся по ту сторону от идеологии и «призвания», представители андерграунда. Все эти явления, личности требуют своего осмысления уже в свете нового времени - так возник замысел этой выставки, с которой нам хочется познакомить всех, кого интересует чешская культура.

- Многие, если не все, имена чешских писателей, представленных на выставке, почти ничего не говорят среднему киевлянину (правда, и украинских-то писателей он может не знать). Мы, соседи по Европе, мало знаем друг друга. Запомнилось выступление чешского украиноведа Иржи Марвана, это было еще в 1991 году, о том, что необходимо развивать европоведение, своеобразную науку о добрососедстве, создавать свою модель взаимопонимания и контактов всех европейских народов.

- Главная причина неполного, недостаточного знания друг о друге - имею в виду наши народы - деформация отношений тоталитарным коммунистическим режимом. И Чехия, и Украина не избежали в своей истории ни одного европейского конфликта. Все, что происходило и происходит в Европе, нас существенно касается. И то, что происходит в наших странах, касается также всей Европы. Европа, по сути, - единая, хотя бесконечно разнообразная политическая идентичность. Дело не в том, чтобы все европейские народы слились в каком-то сверхгосударстве, а в том, чтобы создать пространство взаимного непосредственного сотрудничества - как основной предпосылки для взаимодействия самых разнообразных самобытных составных частей Европы. Интеграция Европы - это не путь народов к потере своей идентичности, а наоборот: развитие ее в контексте особенностей всех европейских народов. Взаимное понимание и уважение идентичности один другого и глубинное принятие общечеловеческих ценностей - вот что особенно важно.

- Наш разговор, господин Ржегорж, начался с десяти чешских писателей. А ведь в украинской литературе есть очень яркая страница - творчество поэтов «пражской школы». Украинская эмиграция в Чехии - несколько штрихов, пожалуйста.

- Украинская литература - самобытная ветвь литературы мировой. О ее судьбе Евген Маланюк, представитель «пражской школы», сказал так: «Украинская литература похожа на ручей, который где-то разливается широко, в другом месте - сужается в почти незаметный ручеек, который будто бы исчезает в чаще трудных испытаний, угрожающих жизни народа, испытаний, может быть, самых ужасных и самых кровавых, учитывая геополитическую ситуацию Украины, которые славянство когда-либо знало». Эти слова Маланюка можно отнести ко всей истории Украины. Чехия в свое время помогла сохранить один из ручьев украинской культуры в трудное для нее время. В 20-30-е годы Прага была одним из значительных центров украинской эмиграции. Благодаря сочувственному отношению президента Чехо-Словакии Т.Масарика эта эмиграция нашла в Чехии свою вторую родину, возможность работать и получать образование. Из Вены в Прагу переехал Украинский вильный университет, в

1923 г. свою деятельность начал Украинский педагогический институт им. М.Драгоманова, в том же году была основана украинская гимназия в Праге. В Украинской студии изобразительных искусств рядом с украинцами учились и чехи. В г. Подебрады открылась Украинская сельскохозяйственная академия. Если говорить особо о Праге, то украинская община вела здесь очень активную жизнь. Творческая молодежь любила собираться в пражских кабачках и кафе, например «У медвидку», где регулярно бывали Александр Олесь, Олег Ольжич и другие. Можно сказать, что самыми активными в Праге были именно поэты. А поэзия, на мой взгляд, была и остается самой зеленой веткой украинской культуры. Жаль, правда, что украинские литераторы не наладили тесных контактов со своими чешскими коллегами. Исключением может служить только упоминаемый Маланюк, друживший с поэтом Ю.Махаром, творчество которого в определенной степени повлияло на певца «степной Эллады». Украинские же ученые более тесно контактировали со своими чешскими коллегами. До сих пор удивляет универсальность и общественная активность представителей украинской эмиграции в Праге. Почти все старались получить высшее образование. А своей деятельностью украинская интеллигенция так или иначе служила родной Украине, по которой тосковала.

- Господин Ржегорж, вы очень хорошо знаете историю Украины, ее культуру. Каким образом Украина вошла в вашу жизнь?

- Мое познание Украины началось с моей заинтересованности ее историей. Еще в детстве я прочитал «Тараса Бульбу» Николая Гоголя - так узнал об украинских казаках, их борьбе за независимость Украины. В период «пражской весны» познакомился с творчеством Исаака Бабеля, который, в частности, в «Конармии» описывает трагическую судьбу юга Украины во время гражданской войны. Позже автобиографическая «Повесть о жизни» Константина Паустовского тоже мне много дала в этом плане. Так развивался мой интерес к Украине, хотя информации было недостаточно. Постепенно изучал и украинский язык. Здесь интересна еще такая, хотя совсем случайная, деталь. Имею в виду моего однофамильца, чешского этнографа Франтишка Ржегоржа, который в 1877-90-х годах жил в Галичине, где изучал быт, обряды, народную медицину украинцев. Он на весь мир заявил, что украинцы - отдельная нация, которая должна иметь надлежащее ей место в семье славянских народов.

Для меня лично много значит Тарас Шевченко. Считаю его гениальным поэтом и гениальным художником. Он символизирует судьбу Украины. Несколько факсимильных репродукций из цикла «Живописна Україна» я вставил в рамки, и в моем доме они всегда будут напоминать мне о Шевченко и его народе.