UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЙДИ В САД НЕЛЛИ ИСУПОВОЙ

В мартовскую пору, когда весна еще тревожна и грустна и тихо дремлет природа, на Андреевском спуск...

Автор: Зоя Чегусова

В мартовскую пору, когда весна еще тревожна и грустна и тихо дремлет природа, на Андреевском спуске уже пробудилось весеннее цветение вместе с открытием в галерее «Триптих» персональной выставки известной украинской керамистки Нелли Исуповой.

«Войди в мой сад» - так на этот раз назвала Исупова свою выставку керамической скульптуры, которую традиционно открывает в «Триптихе» первого марта - в день своего рождения.

В керамическом саду, созданном руками Исуповой, чувствуешь себя погруженным в атмосферу безупречно весеннего счастья. В нем бродишь среди странно-чудесных лепных деревьев, примеряющих весенние наряды. Здесь созерцаешь непривычные глазу растения, взращенные воображением керамистки, которые больше ассоциируются с первоосновами природных форм, нежели напоминают реально существующие, знакомые нам творения флоры. В них - словно навес из воскресших после зимы побегов и будто бубенчики завязи плодов.

Вздрагивает красный цветок в предчувствии весенней поры, покрываясь жемчужной росой. Ощущением весенней радости полны чудные птицы, сверкающие ярким оперением меж ветвей прорастающих деревьев и экзотических цветов.

Дивный сад Исуповой населяют очаровательные человекоголовые птицы и люди с птичьими клювами. Там встречаешься с простодушными зверями - такими милыми и вовсе нестрашными драконами, собаками и даже рыбами, комфортно ощущающими себя «на суше» Неллиного сада. Среди обитателей, населяющих его, возникает шутливый автопортрет Исуповой - ее легко узнаваемая скульптурная голова, которую везет небольшая керамическая повозочка: по наивной простоте композиции, по открытости лирического образа автопортрет ассоциируется с пластикой малых форм народных мастеров.

Сад Нелли несказанно прекрасен. В нем разливы ярких красок. Пробегают пурпурные волны по чудному саду, словно легкие облака по закатному небу теплого весеннего дня. В деревьях, цветах, животных - россыпи красной яшмы, лазурь небес, густые всплески малахитовых трав, синева далей. Полихромная глазурованная майолика образует в зале галереи сплошной пестротканый ковер из керамики.

...Исупова отдала керамике сорок лет. Она по-прежнему одержимо и увлеченно работает. Нелле присуще поразительное чувство современного стиля - в искусстве, одежде, образе жизни. Это восхитило, вероятно, и знаменитого в московских кругах модельера-стилиста Рафа Сардарова - телеведущего популярной рубрики «Стиль» на ОРТ. Именно поэтому он показал в 1996 году многомиллионной аудитории телезрителей сюжет, отснятый в творческой мастерской Нелли Исуповой на ул.Горького - с суперсовременным интерьером, с талантливыми произведениями из глины и шамота, прекрасно вписывающимися в этот интерьер. Это был единственный, за все годы существования рубрики «Стиль» телесюжет, посвященный, в виде исключения, не модельеру, не кутюрье, а художнице-керамистке, причем не российской, не французской, не японской. Так, по-видимому, искренне удивили и потрясли воображение Сардарова работы Исуповой, что он предпочел всем кутюрье мира, передачи о которых он создает, именно эту украинскую художницу.

Редкая особенность Исуповой заключается в том, что в ее творчестве постоянно происходят разительные перемены. Не странно ли то, что, будучи достаточно зрелым мастером, она вдруг попала под влияние творчества одного из своих сыновей - Сергея Исупова (совершенно уникального художника-фарфориста, с недавних пор живущего и работающего в США), чтобы затем выйти на абсолютно новый стилистический виток в своей керамике.

Второй сын - Илья Исупов пользуется шумной славой ведущего мастера в Украине в области художественного татуирования. Младший Исупов имеет свой салон в Киеве, особенно популярный среди молодежи, правда, несколько эпатирующий старшее поколение.

Муж - Владимир Исупов в 90-е годы с головой ушел в графическое творчество; он считается одним из крупных мастеров эротического искусства.

Все Исуповы - родители и дети, работающие в разных видах и жанрах искусства, в разительно отличающихся творческих манерах и направлениях, вместе представляют некий художественный и семейный феномен, складывающийся из непохожих, но так дополняющих друг друга характеров и дарований. Ангелы-хранители этой семьи - две замечательные внучки Исуповых - Сонечка и Зиночка.

Утопает галерея «Триптих» на Андреевском спуске в деревьях и цветах Нелли Исуповой. Приходят вести из сада - первые вести весны.