Выдающийся нейрохирург современности Виктор Щеглов, ныне киевлянин, а вообще-то уроженец Херсонской области, недавно сокрушался на собрании землячества, что, приезжая в отпуск на свою малую родину, в Генический район, каждый раз все больше поражается запустению, растущему количеству разрушенных зданий, покинутых домов в селах. В принципе, заметили ему, картина достаточно типична: очень много сел, да и небольших городов, сейчас постигает та же участь. Люди массово выезжают в мегаполисы, ищут достойную работу. Прокормить на заработок в пару сотен гривен семью трудно даже в селе, где практически у каждого — грядки и подсобное хозяйство.
Каким же было мое не просто удивление, а подобное щегловскому потрясение, когда заброшенные здания с выбитыми стеклами и проломленными крышами (ну прямо иллюстрация к фильму «Сталкер») я обнаружила не где-нибудь в провинции, а в самом стольном граде Киеве! Рядом с оживленной магистралью, ведущей на юг, напротив зданий именитого Национального университета им.Т.Шевченко, на просторной территории, которая когда-то гордо называлась Выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ) Украинской ССР.
Выставка, оставшаяся без достижений
Руины и пепел в заголовке — отнюдь не метафора и не журналистское преувеличение. К счастью, речь не идет обо всей выставке, а лишь о нескольких зданиях, но зато каких впечатляющих!
Именно руиной предстает взорам посетителей бывший некогда очень популярным ресторан «Прага». Озеро близ этого здания (а на самом деле — заболоченное дно, оставшееся от озера) заросло камышами и покрылось вязкой тиной. Зияют выбитыми стеклами и облупившейся во многих местах плиткой «здания-близнецы» — симметрично расположенные возле лесной зоны с двух сторон центральной аллеи кафе, которые раньше назывались «Весна» и «Лето».
Пепла тоже хватило: дотла сгорел Зеленый театр, еще несколько строений пострадали от пожаров. Причиной их, поговаривают, были бомжи, облюбовавшие в свое время эти здания. Хорошо, что огонь хоть не захватил лесопарковую территорию — уникальную, которой, как утверждают знатоки, нет ни у одного выставочного центра Европы.
А ведь это место — ВДНХ, функционирующую с 1958 года, — не одно поколение киевлян почитало не только как главный выставочный центр республики (в советские годы), но и любимое место отдыха. В любое время года в здешних павильонах бурлила жизнь, и фактически каждое предприятие считало своим долгом попасть в экспоненты. Медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства УССР ценились наравне с государственными наградами. С ранней весны до поздней осени были задействованы площади и аллеи: вся территория превращалась в демонстрацию достижений, и не только в народном хозяйстве. К примеру, практически все участники традиционного фестиваля искусств «Киевская весна», приезжавшие из братских республик, да и стран социалистического содружества, выступали на центральной площади, других площадках, в том же Зеленом театре, расположенном прямо в лесу. В другое время концертные площадки заполнялись украинскими артистами, многочисленными коллективами художественной самодеятельности.
Не переводились здесь всевозможные фестивали регионов Украины — от ремесел до кулинарного мастерства (последние особенно любили студенты из расположенных неподалеку общежитий университета и сельхозакадемии, потому что шедевры лучших поваров из областей можно было отведать буквально за копейки). Каждый уик-энд был ознаменован празднованием дня работников той или иной отрасли, профессии. Не говоря уже о праздниках государственных или народных: от Нового года и масленицы — до обжинок и 7 ноября.
Густой ухоженный лес, окружающий некоторые выставочные павильоны и тянущийся в сторону Феофании и Пирогово (170 гектаров чистой зелени и источник кислорода), принимал любителей пикников. А те, посидев под сенью берез или трехсотлетних дубов (да-да, есть и такие на территории), не оставляли после себя нетленных памятников в виде мусора. В здешних озерах можно было покормить непуганую рыбу, на конкурных полях понаблюдать за выездкой лошадей, в оранжерее ощутить атмосферу настоящих тропиков, любуясь пальмовыми, банановыми, лимонными и апельсиновыми деревьями (ну разве что на лианах покачаться не удавалось). А уж цветы, семена, рассаду, саженцы и плоды многие киевляне предпочитали приобретать только здесь — качественные, сортовые, особенные.
Выставка отличалась некой эксклюзивностью, возможно, еще и потому, что ей, как никакой другой, постоянно приходилось принимать гостей, в том числе и иностранных, и здесь понимали, что поддерживать имидж великой и могучей страны необходимо даже в малом. И кофе в те годы здесь умели варить не «бочковой», а настоящий. В той же «Праге» ценители нередко могли застать настоящее чешское пиво, которого не сыщешь в городе. И нечастые в то время презентации иностранных достижений (как, например, ставшая событием выставка сельского хозяйства США, собравшая огромное количество народа) происходили именно здесь, в связи с чем для обслуживания гостей и посетителей «выбрасывался» какой-нибудь дефицит. То есть иногда она таки превращалась в относительный «островок коммунизма», где хоть и нельзя пожить, но можно увидеть, как это будет…
Нельзя сказать, что все закончилось в одночасье. ВДНХ постепенно повторила судьбу своих «экспонентов» — с развалом экономики исчезли многие предприятия, а стало быть, и их достижения, посему демонстрировать оказалось почти нечего. Место, предназначенное презентовать других, само стало непрезентабельным. Не в последнюю очередь потому, что высокопоставленные лица неоднократно пытались поделить между собой здания и павильоны. Территорию, принадлежавшую государству, приходилось отстаивать на всех уровнях. Спасибо, говорят здесь, помогли журналисты известных газет.
Какое-то время организация пыталась выжить, сдавая в аренду площади под офисы, для торговли, для проведения различных акций. Но доходы отнюдь не покрывали затраты на такой большой комплекс. К тому же в 1993 году ВДНХ «отключили от источника питания» — лишили бюджетных средств.
Многие из тех, кто здесь работал, ушли. Ну а те, кто не захотел покидать корабль, разрабатывали тактику его спасения. В трудные для комплекса времена им приходилось быть «на общественных началах» и хозяйственниками, и проектировщиками, и экономистами. Восемь лет назад коллектив предложил реконструкцию. Но средств не нашлось. В 1999 году, когда ВДНХ получила новый статус — Национальный комплекс «Экспоцентр Украины», снова повторили эту попытку, но с тем же результатом. Впрочем, требования к выставочным центрам менялись так стремительно, что подготовленный ранее проект морально устарел. Нужен был новый.
Завтра здесь будет Европа
Почти весь минувший год вместе со специалистами Гипрограда работали над новой концепцией развития Национального комплекса «Экспоцентр Украины». Современной, учитывающей мировые тенденции развития отрасли, уровень строительной культуры, технического оснащения, развития информационных технологий, требований к сервису, индустрии развлечений и в то же время гармонирующей со стилистикой уже существующих зданий, чтобы не потерять архитектурную целостность.
Генеральный директор «Экспоцентра Украины» Валерий Пономаренко изучил опыт и деятельность подобных учреждений в Европе.
— Передовые европейские страны, имеющие хорошие выставочные центры, гордятся ими, это составная часть престижа государства, — настаивает Пономаренко. — Ведь в них проводятся очень заметные и резонансные мероприятия. Такие выставки содействуют широким контактам производителей и заказчиков, а в конечном итоге — ускорению экономического развития государства. Скажем, недавно на выставке в Ганновере, где участвовали более 70 стран, наш «Экспоцентр» представлял Украину. Я отметил, какое внимание этому уделялось: акцию открывал федеральный канцлер, представительствовали все земли страны. Кстати, наше государство очень неплохо себя презентовало на выставке. Оказывается, очень многие производители Запада даже не подозревают, на каком технологическом уровне могут работать наши предприятия. В первые же дни известные фирмы заключили немало серьезных контрактов с украинскими производителями. Создать новый, по-настоящему европейский выставочный центр, сохранив основу комплекса и дополнив ее, — это же честь и польза для государства.
Коллектив уже получил государственную поддержку, и если все проектные работы осуществлялись за собственные деньги (все-таки центр на свое обеспечение зарабатывает), то на строительство будут выделены бюджетные средства. А строительство предстоит, прямо скажем, грандиозное.
Генеральным планом перспективного развития предусмотрены реконструкция имеющихся и строительство новых выставочных павильонов общей площадью до 100 тысяч кв. м. Пешеходная галерея соединит павильоны, открытые выставочные территории площадью 50 тыс. кв. м, конгресс-центр, гостиницы, подземный паркинг, пресс-центр, медиа-центр, телерадиостудии. Отдельный квартал займет индустрия развлечений — аквапарк, зона отдыха, открытый бассейн, кинотеатр, концертно-развлекательный зал на 30 тыс. мест, спортивный центр, гольф-клуб, конноспортивный клуб, теннисные корты, парк миниатюр, не говоря уже о детских площадках и аттракционах. Не забыты также супермаркет, кафе, рестораны.
Самое главное — реконструкция никоим образом не повредит уникальной зеленой зоне. Здесь отдают себе отчет в том, что такого природного сочетания архитектуры и природного ландшафта нет ни в одном подобном центре. Директор вынашивает мечту (и уже поделился ею с мэром столицы Александром Омельченко) объединить лесопарковую зону «Экспоцентра» с Музеем архитектуры и быта в Пирогово и Голосеевским парком монорельсовой дорогой и таким образом привлечь большее количество туристов.
Кстати, для удобства иностранных участников выставок на территории «Экспоцентра» уже работает таможенный терминал. Весь груз, поступающий для участия в экспозициях, растаможивается (или оформляется на обратный выезд) прямо здесь, на месте, без задержек и проволочек на границе.
Валерий Пономаренко надеется, что возводить первый новый павильон они начнут уже в августе — очень не хватает центру рабочих площадей, как показала недавно проводившаяся масштабная выставка «Агро-2004». А завершить строительство комплекса, благодаря новым строительным технологиям, здесь рассчитывают за полтора-два года.
Наконец «Экспоцентр» распрощается с руинами, этой «застывшей музыкой» бесхозяйственности.
— Да мы бы уже давно с ними распрощались, — замечает директор, — но не можем пока. Дело в том, что они не наши.
А чьи же?
Уж лучше были бы бесхозными. Тогда «Экспоцентр» распорядился бы их судьбой, как счел нужным. Ремонтировать их уже нет смысла. Дешевле разрушить и построить новые. Для чего и просят хозяев передать разрушенные здания в собственность комплекса. Поднимают этот вопрос давно, лет шесть.
Развалины эти — столичные, т. е. находятся в коммунальной собственности Киева, потому что это предприятия общепита и входят в их городскую сеть. Точнее, были и входили, поскольку функционировать давно перестали. На фоне того, как беспокоятся сегодня отцы города о его внешнем виде и европейском лоске, эти заброшенные кафе выглядят не просто сиротами, а безнадежно больными «детьми-отказниками».
Заместитель председателя КМДА, начальник Главного управления потребительского рынка и торговли Юрий Россада уверил, что эти здания — уже не городские. По его мнению, с тех пор, как выставка начала терять популярность, упомянутые заведения перестали представлять интерес для торговой сети города. Тогда строения передали выставке, но не в собственность, а в управление. Это означает, что с помещениями можно делать все что угодно, только рушить нельзя, потому как собственность чужая. И если паче чаяния «Экспоцентр» приведет эти помещения в приличный вид, то в любой момент ему могут напомнить: а здания-то наши…
Впрочем, сотрудники «Экспоцентра» рассказывают о какой-то туманной истории, как долго здание ресторана «Прага» переходило от одного хозяина к другому, пока последнему из владельцев, не вкладывавшему, как и предыдущие, в реконструкцию ни гривни, это не надоело и он отказался от «старичка», вернув его городу.
Больше света пролил на ситуацию другой заместитель А.Омельченко, начальник Главного управления коммунальной собственности г. Киева Игорь Лысов. Он объяснил, что здания все еще являются собственностью города. Сейчас проводится их экспертная оценка, после чего предполагается, что постановлением Кабинета министров они будут переданы выставке. Город использовал предприятия общепита до тех пор, пока это было рентабельно, а теперь отдает их комплексу. Это происходит в рамках общей договоренности с правительством — столица передает в ведение Кабмина и Управления делами АП ряд объектов на улицах Пилипа Орлика, Институтской, на территории «Экспоцентра Украины» и еще несколько, а взамен надеется получить в коммунальную собственность города Украинский дом на Европейской площади. В результате переговоров согласие получено, сейчас идет экспертная оценка имущества, и когда цифры будут сбалансированы, Кабмин примет соответствующее постановление. По мнению Лысова, это вопрос нескольких месяцев.
Объяснить, как добротные работающие заведения превратились в отпугивающие посетителей (а тем более инвесторов) развалины, никто из отцов города не смог.
Ну что ж, есть надежда, что руины на территории бывшей ВДНХ, а ныне «Экспоцентра Украины» доживают последние дни и не скомпрометируют будущий европейский комплекс.