UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА В КИЕВЕ

20 февралz в Национальном дворце «Украина» состоится премьера спектакля «Драгоценности» Мариинского театра (Санкт-Петербург) в Киеве...

Автор: Ольга Стельмашевская

20 февралz в Национальном дворце «Украина» состоится премьера спектакля «Драгоценности» Мариинского театра (Санкт-Петербург) в Киеве. Благодаря генеральному спонсору — кондитерской фабрике «АВК» Киев увидит труппу театра в полном звездном составе, впервые с 1982 года, когда он гастролировал последний раз в Киеве. Наконец-то Киев сможет насладиться изысканным творением американского балетмейстера Джорджа Баланчина, в отечестве своем — Георгия Мелитоновича Баланчивадзе…

Уже несколько лет санкт-петербургский Мариинский театр методично переносит на свою сцену знаменитые спектакли выдающегося хореографа ХХ столетия Джорджа Баланчина, воспитанника Петроградского хореографического училища, танцовщика мариинской сцены, основателя знаменитой труппы New York City Ballet в Америке.

Мариинский — хранитель эталонов классической хореографии и балетный лидер России. Кто же лучше него может представить работы постановщика, сумевшего на основе академического танца прошлого века создать универсальный язык современного балета? Показав популярные «Симфонию до мажор», «Тему с вариациями», «Серенаду», «Аполлона Мусагета», «Шотландскую симфонию», порой появляющиеся в репертуаре разных российских трупп, Мариинка добралась и до «Драгоценностей», никогда у нас не исполнявшихся. Тем самым театр пересек финишную черту в необъявленных соревнованиях по Баланчину с московским Большим театром, а также создал уникальный прецедент, впервые показав этот спектакль за пределами Америки. На премьеру почти в полном составе съехался нью-йоркский Фонд Баланчина, что придало сенсационный характер премьере и повысило ее статус в балетном мире.

Каждая из трех частей этого балета — «Изумруды» на музыку Форе, «Рубины» на музыку Стравинского и «Бриллианты» на музыку Чайковского — создает образ драгоценных камней, возрождая любимый прием старинного балета — уподобление виртуозного танца ювелирному изделию. Отождествление классического танца и драгоценных камней известно в балете давно. Самый блистательный пример — па-де-катр камней из последнего акта «Спящей красавицы». Драгоценные камни, ставшие темой балета — одна из страстей легендарного балетмейстера. «Бриллианты, драгоценные камни, красивая одежда вдохновляли маэстро, он мог любоваться танцовщиками, чьи черты украшали роскошные произведения ювелирного искусства», — вспоминает Карин фон Арольдинген, балетмейстер труппы New York City Ballet, одна из постановщиков «Драгоценностей» в Мариинском театре. Она, а также Элиз Борн, Салли Харингтон, Шон Лавери, непосредственно разучивавшие этот балет с Баланчиным, тщательно реконструировали его на берегах Невы. Костюмы тщательно воспроизвели по эскизам Барбары Каринской (русского костюмера и постижера, работавшей с Баланчиным в Метрополитен-опера), а за созданием декораций лично наблюдал их автор — художник Питер Харви.

Комплекс сценография-костюмы-свет (Рональд Бейтс) изначально задали эффект шкатулки с драгоценностями. А Мариинка осознала себя в роли Хозяйки Медной горы — театральных самоцветов. Ведь известно, что Баланчин ориентировался в своем творчестве не столько на великих солистов, сколько на великую труппу. Этот балет Баланчина (как и его другие постановки) — модель идеального артистического коллектива. Посему «Драгоценности» не всякая труппа себе позволит. Но Мариинка, имея «дорогие бриллианты», требующие «дорогой оправы», — Ульяну Лопаткину, Диану Вишневу, Жанну Аюпову, Игоря Зеленского. Вячеслава Самодурова, Андриана Фадеева, Софью Гумерову, Майю Думченко, Ирму Ниорадзе, — смогла себе это позволить и окунула зрителя в мир трех эпох в развитии мирового танцевального искусства. «Бриллианты» — реминисценция стиля русского императорского балета, с его любовью к роскоши и умопомрачительным изыскам в исполнении царственной, элегантно- величавой Ульяны Лопаткиной. «Рубины» — американский неоклассицизм, с джазовыми интонациями — музыкальными и пластическими в исполнении огненных, страстных Дианы Вишневой и Вячеслава Самодурова. «Изумруды» — французский романтизм, в исполнении загадочной чаровницы Жанны Аюповой.

А еще на афишах и программках мы увидим стандартный текст, сопровождающий все постановки Фонда Баланчина, созданного для того, чтобы ведущие театры мира не бродили по свету в поисках тех, кому принадлежат авторские права, и не занимались пиратскими постановками.

«Этот балет Баланчина подготовлен в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнен в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина, установленными и предоставленными Фондом Баланчина».

Возможно, когда-то такой текст появится и на афишах нашего Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко, в котором сменилось несколько поколений выдающихся танцовщиков, так никогда и не станцевавших хореографию великого «Мистера Би». А пока и им, и нам предстоит восхищаться этой хореографией в исполнении «Восьмого чуда света». Так в мире окрестили балетную труппу Мариинского театра.