UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОРЫ, КАК МЫ

редставьте, что вы тратите деньги, которые вам не принадлежат. Или берете больничный, когда вам захотелось...

Автор: Тони Нэйлор

редставьте, что вы тратите деньги, которые вам не принадлежат. Или берете больничный, когда вам захотелось. Или публикуете свой собственный журнал-манифест. Теперь представьте, что все это - политическая акция, сделанная с целью подорвать капиталистическую систему и заодно повеселиться в процессе. Вы - анархист-потребитель. Вы член Decadent Action.

В апреле этого года, если вы внимательно рассматривали определенные стены, автобусы, поезда или фонарные столбы в определенных британских городах, вы могли увидеть некоторые забавные черно-белые наклейки, размером со спичечный коробок. Простыми печатными буквами наклейки призывали читателя «Позвони, скажи, что болен», добавляя более мелким шрифтом различные другие побуждающие к действию предложения: «Пошли своего босса», «Ты должен только самому себе», «Ты не машина» и «Делать покупки - это весело». Еще более мелким шрифтом были написаны слова «Decadent Action», однако объяснения, что такое Decadent Action не было.

Если же вам повезло в тот месяц взять в руки малоизвестный журнал «The Decadent», тогда бы вы узнали. На титульной странице «The Decadent» субтитром стоят слова «Журнал Decadent Action», и в его весеннем номере делался анонс, что первый «Мировой День - Притворись Больным» был назначен на седьмое апреля 1997 года. Призывая читателей взять дневной отгул, журнал провозгласил, что «Все группы, которые находятся в оппозиции к капиталистической системе, должны принять участие... Иностранные инвеститоры используют данные за дни, потерянные на больничные и забастовки, для того, чтобы выработать инвестиционную стратегию в стране, и эта акция может означать потерянные инвестиции, больше импорта и растущую инфляцию... «Разрушай финансовую систему ради своего отдыха/кайфа!» Если такой ход мысли показался слишком радикальным, менее воинственно настроенный читатель мог обратиться к другому, предложенному тут же; например, к тому, в котором говорится, что «Ваш день может пройти со значительно большим кайфом, если вы останетесь поваляться в постели, пойдете по магазинам, организуете себе новую кредитную карточку, будете пить шампанское и станете участником махинации, которая принесет вам разумное количество денег». На той же странице находилось еще несколько заметок: одна праздновала провал недавнего Дня «Ничего Не Покупай», организованного социалистами и зелеными, а вторая призывала читателей голосовать за лейбористов в приближающихся выборах, потому что их политическая программа приведет к инфляции, дестабилизирующей биржи в стране.

Помните, «Decadent Action» одобряет и рекомендует только шоколад, состоящий из 60 или более процентов какао. Ни при каких обстоятельствах низшие сорта шоколада не должны употребляться, во имя декаденса и того факта, что молочный шоколад есть гастрономический эквивалент белых тапочек.

The Decadent

Шесть человек, появившихся в баре, больше похожи на людей, вышедших из массовки для видеоклипа группы Pulp, чем на мятежных революционеров, готовых к длительной борьбе, чтобы свергнуть мировой капитализм. Несмотря на это, модно прикинутые молодые люди - не старше тридцати - именно те, кто пытался осадить британских боссов массовыми больничными седьмого апреля; они - делегация от «Decadent Action», встречающаяся не в затемненной, конспиративной комнатенке, а в очень престижном лондонском баре Detroit в Ковент Гарден. Их целью, они сообщают мне, является разрушить капиталистическую систему методом компании отдыха, хорошей жизни и непомерных трат. Они основывают свои методы на том, что большие траты на потребительские товары, в особенности в кредит, могут, если проведены в достаточно больших масштабах, подорвать процентные уровни (interest rates), дестабилизируя экономику, таким образом вынуждая правительство уйти в отставку, и в конечном итоге разрушая нашу политическую систему.

Сомнительное утверждение, конечно, но всякая попытка провести его в жизнь безусловно очень интересна. После длительных уговоров и много раз повторенных обещаний об анонимности, некоторые из членов группы рассказывают о «гипотетических» сценариях: дать заведомо выдуманную информацию о профессии и достатке при подаче заявления на кредитную карточку (они говорят, исключительно просто); делать минимальную оплату по долгам на вашей кредитной карточке, переводя деньги с одной кредитки на другую; аннулировать ваши долги, изменив адрес, и открыть новые счета, используя фальшивые имена; посылать поддельные письма своему банку, притворившись заинтересованным родственником или доктором, объясняя, что человек с заемом не может сделать свою ежемесячную плату по процентам, так как он/она стали абсолютно невменяемыми (это сработало; банки иногда слишком брезгливы, чтобы провести расследование).

Днем же эти вежливые революционеры финансово поддерживают свою революцию, выполняя различные мелкие работы - вроде PR (press relations) для музыкальных лейбелс, немного журнализма, иногда также подрабатывая подопытными свинками для фирм по производству контактных линз и т.д. В свободное время они ведут агитацию и тратят огромные количества денег на дорогие престижные продукты, которые, в принципе, они себе позволить не могут.

Один из основателей, м-р H. 28-ми лет, одетый в семисотфунтовый костюм от портного, в данный момент имеет долг в

8000 (и эта цифра растет) фунтов по своим кредитным карточкам. Они борются с системой, говорит м-р H. Но они еще хотят «носить стильную одежду, дорогую обувь и хорошо проводить время, а не тратить свою энергию на дешевые околополитические панковские концерты».

Тот тип политических акций, которые они стараются сейчас проводить - и они абсолютно серьезны, - рождается из современного партизанского мышления, которое соединяет Ситуационизм/Ситьюэйшенизм с манипуляцией средств массовой информации, применяемого теми, кого некоторые назовут новой «культурой сопротивления». Ситуационизм - течение, появившееся в Париже в конце пятидесятых и вдохновившее Малькома Макларена на его панковский период, или, точнее, люди, ему приверженные, делали свои политические или культурные заявления, проводя небольшие нелегальные и/или антисоциальные акты таким образом, что они привлекали к себе внимание; во время студенческих волнений в Париже в шестидесятых ранние граффити-художники, придерживавшиеся Ситуационизма, писали на стенах призывы типа «Будь Разумным - Требуй Невозможного».

Подобно последователям Ситьюэйшенизма, сегодняшняя культура сопротивления состоит из людей, отказавшихся от идеи массово-партийной политики, которые вместо этого объединяются в небольшие группы, издающие свои бюллетени и страницы на Интернете, людей, которые стараются создать истории и выступления в средствах массовой информации, чтобы передать свои идеи. Вспомните о KLF, Питере Тэтчеле и прочитайте новую книгу Mind Invaders: A Reader In Psychic Warfare, Cultural Warfare And Semiotic Terrorism «Захватчики Сознания: Хрестоматия по Психической Войне, Культурной Войне и Символическому Терроризму».

Автор книги Стюарт Холл - писатель-панк и журналист - ставит «Decadent Action» в один ряд с плеядой других международных «левых» активистов, работающих с медиа, таких как итальянская группа имени Лютера Биссетта (странным образом названная по имени английского футболиста, ничем особенным не выдающегося, закончившего свою карьеру еще в восьмидесятых), которая помимо других акций, использует радио-трансляции для организации спонтанных уличных демонстраций. Группировки в этой книге (коих десятки, среди прочих: Лондонская Психогеографическая Ассоциация, Союз Неоистов и Мастерская Нон-сологистов) в массе своей попадают в графу где-то между заумными шутками, вызванными излишним образованием, пусканием пыли в глаза и попыткой оспорить общепринятые взгляды на основные законы, которым подвержена наша реальность. Если во всем этом и есть какая-то политическая идея, то она в воздействии, которое производит длительное потребление сатиры на нашу социальную систему.

У вас никогда не может быть достаточно дизайнерской одежды...

(из манифеста «Decadent

Action»)

Вдохновленные сложной зрелищностью и непочтительным юмором арт-партизанов шестидесятых Fluxus, которые, к сожалению, изчезли вместе с их наиболее известной поклонницей Йоко Оно, свое первое публичное появление «Decadent Action» сделали в рамках «Медиа Джэм» в Оксфорде в 1995-м. Акция Медиа Джем была задумана как мастерская для медиа-террористов, в точности по книге Хома. Собрав несколько ревностных интеллектуалов и анархистов, это событие было заметно оживлено выступлением «Decadent Action», разрекламированное просто как «Шоколад и Шампанское На Шару». В то время как анархисты стайками собирались в зале, м-р H. и Китии - одетые в футуристические серебряные костюмы и, да, раздающие бесплатные шоколад и шампанское - объявили свой манифест. Некоторые моменты оттуда:

Кредит: «Это не так уж

сложно - пойти в солидные банки и получить кредит на несколько тысяч фунтов. Мы говорим, если так сложилось, пользуйтесь этим».

Качество: «Мы происходим из рабочего класса, качественные продукты нам недоступны. Мы пытаемся затащить людей в ту систему, где они будут уважать качество и будут его ожидать».

Работа: «Пользуйтесь ситуацией на работе. Это поразительно, что вы можете сделать без всяких последствий, в нужной ситуации. Рекомендуются все работы, за которые платит государство, как убежище для вечного «на больничном», лени и некомпетентности/непрофессиональности».

После Медиа Джем и между вечеринками в модных барах - «Decadent Action» принялись за работу. Призывы вроде «Трать, Трать, Трать» и «Скупись Сейчас, Бунтуй Позже» начали появляться на банкнотах в столице, в то же время начал выпускаться «The Decadent». Семью выпусками позже, «The Decadent» имеет около тысячи читателей каждого номера. Он также регулярно получает письма от анархистов, которым он помог сбросить оковы уверенного в себе анархистского андеграунда.

Наиболее успешной акцией «Decadent Action» на сегодняшний день является День Притворись Больным. Согласно данным Индустриального Общества Великобритании, миллион участников означал бы более 70 миллионов фунтов потерь в прибыли для большого бизнесса, хотя единственным показателем для «Decadent Action» пока является полная энтузиазма реакция друзей и знакомых (что, можно предположить, индустрии обошлось где-то в рамках семидесяти фунтов). Впрочем, они были упомянуты в некоторых газетах. Более того, они стали центральным материалом в документальном фильме, который будет показан телевидению в октябре, названном «Обжорство». В фильме объясняется, каким образом кредиты, мошенничество с пособиями, воровство и взятки являются достаточным набором методов взять от капиталистической системы то, что она вам не дает по своей воле.

Можно легко представить, что при отсутствии достаточного количества «больших» новостей, эта передача может вызвать серьезный переполох в прессе. Что и является целью, на самом деле. «Decadent Action» может, но не полностью практикует те методы, о которых они постоянно говорят; может быть, они - это просто забавляющаяся группа детей; но у них есть ответственность, уверенность и контакты для того, чтобы попасть на национальное телевидение - что может подействовать на национальное сознание более эффективно, чем массовый марш или демонстрация. Это политика - хоть и анархическая - политика информационной эры.

«Можно ли получить высокую кредитоспособность проще, чем став членом Королевской Семьи?»

Конечно, их идеи полны изъянов и даже подозрительны, но их стиль имеет определенное соответствие с современной действительностью. Рабочие British Airways недавно использовали тактику «притворись больным», чтобы надавить на своих авторитарных менеджеров. Один священник недавно попал в заголовки многих газет после интервью, в котором помимо всего прочего было сказано: «Исус сказал, люби ближнего своего. Он не сказал люби 'Marks&Spencer. Если кто-то идет в один из этих гигантских супермаркетов и уходит, не заплатив, для меня это, с моральной точки зрения, не более серьезно, чем набрать ракушек на океанском побережье».

Исследовательское маркетинговое агентство Mintel в феврале еще более подкрепило основы «Decadent Action», выпустив свой последний отчет о потребительской ситуации в Великобритании. В нем описывается нация, страдающая от неуверенности в безопасности своего рабочего места, использующая кредит, хоть и осторожно, для того, чтобы поддержать «мини-бум», покупающая «продукты удобства», дабы облегчить общее чувство упадка духа.

Возможно, они не идут в авангарде революции потребителей, но у «Decadent Action», слава Богу, есть талант звучной риторики. «Мы просто пытаемся заставить людей задуматься о том, как они адаптируют свои стереотипы и стили жизни, - говорит один из членов группы. - Это огромный котел, и мы его начинаем взбалтывать».

Перевод Гарри СЕЖЕВКО

из журнала «The Face»