UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОПЛОЩЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ

О том, что куклы — гении, ангелы и друзья, человечество знало всегда. А организаторы длившейся почт...

Автор: Елена Раскина

О том, что куклы — гении, ангелы и друзья, человечество знало всегда. А организаторы длившейся почти весь декабрь выставки в «Кукольном доме» на Андреевском спуске лишь повторили старую истину, назвав свое детище «Мой гений, мой ангел, мой друг». Выставка интерьерных кукол Веры Гордынской, Ирины Елисеевой, Ирины Киршиной и Татьяны Деревинской стала еще одним подтверждением того, что взрослые играют в куклы, как в праздники, делая их воплощением самых невероятных иллюзий.

Если искусство модерна грезило цветами, соотнося типы женской красоты с лилиями, гвоздиками и розами, то Вера Гордынская воплотила цветочные грезы в своих фарфоровых интерьерных куклах. На выставке были представлены ее Роза, Лилия и Хризантема — три прекрасные дамы, символизирующие собой эти цветы и соответствующим образом одетые и украшенные. Гордынскую вдохновили, вероятно, женщины-цветы Альфонса Мухи, но если на знаменитом панно этого художника представлены Ирис, Лилия, Гвоздика и Роза, то у Гордынской Гвоздика и Ирис заменены японкой-Хризантемой.

Из времен года Вера Гордынская выбрала зиму и создала куклу по имени «Метелица» — царственную «снежную» красавицу. Ее «Метелица» убрана, как Снежная королева, и, вероятно, когда новогодние и рождественские праздники не будут столь актуальными, в сезонной кукольной коллекции этого автора появятся Весна, Лето и Осень.

Кроме традиционных фарфоровых, на выставке были представлены куклы, в работе над которыми использовался скальпей — американский материал, соперничающий с фарфором. С этим материалом работала, например, Ирина Елисеева, представившая коллекцию интерьерных кукол под названием «Гарем султана». Роксоланы в этом гареме, однако, не оказалось, но украинскую национальную героиню заменили Аида с Клеопатрой. Правда, кукла, которую Елисеева назвала Эфиопской царевной, напоминала скорее не Аиду из оперы Верди, а царицу Савскую — легендарную властительницу Йемена и Абиссинии (Эфиопии). А египтянка, названная Клеопатрой, походила не на роковую царицу, а на созданный северянами образ Египта — южного рая со всеми причитающимися ему атрибутами.

Елисеевский «гарем» будет состоять из десяти кукол. Конечно, для султана это маловато, но для того, чтобы проиллюстрировать эпохи и страны, больше других обросшие мифами, наверное, достаточно. Куклы из «Гарема» — это своего рода мифы о странах и эпохах, возросшие на исторических реалиях. И поэтому к костюмам своих красавиц Ирина Елисеева подходит если не с документальной, то, по крайней мере, с творческой точностью.

Если Ирина Елисеева создает гаремных красавиц, то ее тезка Киршина — птиц Феникс из папье-маше и пластика. Правда, птица Феникс — тоже персонаж экзотический, обитающий по легенде, в Абиссинии (Эфиопии). Фениксы Киршиной вручную расшиты бисером и блестками и сияют не хуже сказочных жар-птиц — кстати, тоже южных красавиц, случайно залетевших в русские сказки.

Татьяна Деревинская — еще одна участница выставки — работает с кожей, парчой и текстилем, и куклы у нее не снежные, а огненные. Не по сезону, конечно, но зато напоминает о том, что в большинстве сказок Снежная королева склоняется перед Повелителем огня. Куклы Деревинской — «Повелитель огня» и «Солнечный лучик» — противостояли «Метелице» Веры Гордынской и остальным «зимним» куклам экспозиции. И как-то отвлекали мысли от близящегося Нового года.

В галерее «Кукольный дом» по-прежнему мечтают о первом в Украине музее кукол, который открылся бы на ее базе. Но пока этим мечтам далеко до воплощения. Куклы, конечно, способны воплотить самые невероятные иллюзии человечества, но, увы, не могут позаботиться о себе. Остается надеяться, что о них позаботятся другие — и не только их создатели.

На фото: куклы Ирины Елисеевой.