«Весна священная», «Соловей», «Свадебка» Игоря Стравинского и Волынь. Какая взаимосвязь? Что это? В мире культуры и музыки только немногие знают о том, что своих восемнадцать музыкальных произведений, в т.ч. те, которые принесли композитору мировую славу, он создал в имении дяди с материнской стороны, в маленьком живописном местечке Устилуг, что на Волыни, где речка Луга отдает свои тихие воды Западному Бугу.
«Я космополит», — декларирует Игорь Стравинский, и вместе с этим признание, сделанное восьмидесятилетним композитором после принятия решения посетить Москву, Ленинград и Киев: «У человека одно место рождения, одна Родина... и место рождения является главным фактором его жизни».
С волынским местечком Устилуг, возле которого находилось огромное имение дяди Игоря Стравинского с материнской стороны Г.Носенко, великий композитор был связан в течение двадцати четырех лет своей жизни. В Устилуге он создал то, чему сегодня удивляется музыкальный мир. Именно здесь, в родовитом имении своей жены, питаясь девственной красотой природы и фольклором Волыни, он писал свои неповторимые балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и оперу «Соловей».
Устилуг известен еще с летописных времен (1150 г.). В конце ХІХ — начале XX веков это маленький городок с патриархальным бытом. Несмотря на конфликты, которые периодически возникали между крестьянами и местными землевладельцами, наиболее доброжелательные из числа последних прилагали немало усилий для улучшения жизни крестьян. Много сведений сохранилось о деятельности семьи Гавриила Носенко, известного киевского юриста, которому и принадлежало огромное имение в Устилуге. Его дочь, Екатерина Гавриловна, будущая жена композитора Стравинского, построила больницу и пригласила на работу врача Станислава Бахницкого, отвела землю под общинное кладбище, построила школу для форнальских детей (детей поденщиков).
Благодаря роду Носенко Устилуг стал приютом для трех поколений семьи Стравинских: знаменитого баса Мариинского театра в Петербурге Федора Игнатьевича Стравинского, его сына, великого композитора Игоря Стравинского, и сына последнего — Федора Игоревича Стравинского, известного в мире швейцарского художника. Игорь Стравинский считал Устилуг «райским уголком для творчества».
В Устилуге он работал над произведениями, составившими славу отечественной и мировой культуры. Его приезд в Устилуг для сбора материала к «Свадебке» в 1914 году стал последним. Первая мировая война застала композитора в Швейцарии, и путь в Россию для него был закрыт. Сначала судьба соединяет его с музыкальной культурой Франции, но через двадцать лет он навсегда переселяется в США. Свидание с родиной произошло через сорок восемь лет, но в Устилуг его не пустили.
Ни один композитор, за исключением Стравинского, не познал горечь признания со стороны всех стран мира, кроме своей Родины. Один тот факт, что он согласился снова поехать домой после полувекового игнорирования его там, должен был сам по себе вызвать чрезвычайно сильные эмоции. Прекрасный прием, оказанный Игорю Стравинскому в СССР, широко освещался в международной печати, об овациях в его адрес, концертах, визите его к Хрущеву написана книга. Но ни один из этих отчетов не смогли отразить действительных чувств старого человека, испытанных им при пересечении моста, перекрывавшего брешь в страну, не признавшую и очернившую его, своего родного сына.
С его творчеством знакомились тайком. Лишь в шестидесятые годы произошел прорыв — и то отчасти. Музыкальная общественность получила от Хрущева необычайный дар — ощутить личность такого масштаба непостредственно: Стравинский посетил страну своего рождения и дал концерты (1962 г.).
Творческая деятельность выдающегося композитора в Устилуге началась в доме Носенко, а с 1907 года продолжалась в так называемой «Старой мызе», доме, построенном в виде швейцарского шале по личному проекту композитора. Сохранились две аллеи деревьев, высаженных им. Сейчас в перестроенном в 50-е годы доме — музыкальная школа и музей композитора.
Первым в 1880 году в Устилуге появляется Федор Игнатьевич Стравинский (1843 — 1902), известный певец, составивший славу отечественного театра во второй половине XIX века. Бывший выпускник Нежинского лицея, студент юрфака Киевского университета, он после окончания Петербургской консерватории работал на сцене оперных театров Киева, Харькова, Одессы, Екатеринослава и столичного Мариинского в Петербурге. Это он позировал И.Репину для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в роли «лихого есаула». Ему принадлежала одна из лучших библиотек Петербурга, где много материалов были связаны с Украиной и Т.Шевченко.
Игорь Федорович Стравинский (1882—1971) родился 18 июня в Ораниенбауме (современный Ломоносов) под Петербургом, закончил юридический факультет Петербургского университета, серьезно занимался композицией с Н.Римским-Корсаковым. Первый его приезд в Устилуг был совершен в сентябре 1890 года. В этом же году для него началась учеба у учительницы М.Шандыбиной. Летние месяцы, проведенные в Устилуге, поражают своей насыщенностью: чтение книг по эстетике, занятие музыкой, живописью, театром.
Семейное увлечение изобразительным искусством становится профессией его старшего сына Федора, швейцарского художника, известного портретиста, сценографа и монументалиста, который писал о себе: «Я родился в стране икон». Воспитанник «новой русской школы», автор нескольких романсов и оркестровых пьес, Стравинский за считанные годы превращается в звезду первой величины на музыкальном небосводе мира. Европейский успех пришел к композитору вместе с парижской премьерой балета «Жар-птица» (1910 г.). Через два года был поставлен балет «Петрушка» и апогей — «Весна Священная» (1913 г.).
«После женитьбы я выстроил новый дом непосредственно на берегу Луги, примерно в километре от самого Устилуга. Особенностью этого дома, построенного по моему собственному плану, были два большие камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда постройка дома была завершена, и вплоть до 1914 года, когда война отрезала меня от России, я проводил там хотя бы часть каждого лета. Устилуг был райским уголком для творчества, и я привез туда из Петербурга свой большой рояль Бехштейна», — писал об Устилуге композитор.
В «Весне священной», вершине его творчества, действуют не индивидуальности, не характеры — людские пласты; главным же действующим лицом является довлеющая над ними безликая Сила. Ярило праславян — не «красно солнышко», но беспощадно яростный космической огонь, оживотворяющий безжизненность и взимающий великие жертвы. По словам композитора, «Весна священная» была закончена в состоянии экзальтации и полного истощения сил. Такова была плата за глубину интуитивного проникновения.
«Иногда я проводил вечера в его студии в зале Пляйтель. И там, в то время как он творил, окруженный медными и ударными инструментами, мне опять представлялось, что я в лаборатории Фауста. С изумлением следя за его полными экстаза поисками аккордов, диссонансов и гармоний. Экстаз этот мне больше уже не встречался...», — писал Серж Лифарь о жизни И.Стравинского в Париже.
После долгого перерыва музыку Стравинского в Устилуге можно было слышать на праздновании 110-й годовщины со дня рождения композитора, когда в музыкальной школе и аллеях возле дома состоялся концерт преподавателей и студентов Львовской консерватории.
Музыка Стравинского, созданная в Устилуге, — одна из блестящих страниц не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры. Благодаря Стравинскому музыкальный фольклор Волыни через «Петрушку», «Весну священную», «Свадебку» навсегда вошел в историю мировой музыки, а за композитором закрепилась репутация «человека с тысячей лиц», музыкального Протея. Этой репутацией пользуется не только Стравинский-композитор, не раз смущавший музыкальный мир внезапными сменами творческих манер, но и Стравинский-человек, тщательно оберегавший свое внутреннее «я».