UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЛШЕБНЫЙ МИР РАКУШКИ

Мир ракушки, мир и ракушка, мы в ракушке и ракушка внутри нас - такова тема и идея выставки, открывшейся в галереи «Ирена»...

Автор: Елена Сердюкова

Мир ракушки, мир и ракушка, мы в ракушке и ракушка внутри нас - такова тема и идея выставки, открывшейся в галереи «Ирена». Авторы проекта - Ирина Саченко и Евгений Деревянко.

В философской мысли разных народов образ ракушки (раковины двустворчатой и спиральной) имел глубокий смысл, олицетворяющий рождение, развитие, доброе предзнаменование, светскую власть и т.д.

В мировом искусстве, и в частности в европейском, мотив ракушки получил широкое распространение. Достаточно вспомнить «Рождение Венеры» Боттичелли или стиль искусства рококо, который своим возникновением обязан форме раковины.

Несмотря на популярность и распространенность мотива ракушки в изобразительном искусстве, он остается неисчерпаемым. Форма ракушки, по своей сути благодатная и благоприятная, предполагает развитие, интерпретации, вариации, новации. Тому примером служат работы Е.Деревянко (скульптура, графика) и И.Саченко (графика). Используя старый, можно сказать, классический мотив, молодые художники обошлись без каких-либо изобразительных цитат. Это новое, собственное, достаточно субъективное видение, переживание и воплощение темы в материале.

Серия работ И.Саченко «Ракушки», среди которых выделяется «Царевна ракушка», выполнены в оригинальной графической технике. В художественном решении замысла Ирина отталкивалась от чисто технического приема, а именно, передачи богатой фактуры ракушек. В ее работах, несколько театрально эффектных, раскрывается в иносказательной форме глубокая и глобальная тема взаимоотношений человека с миром.

Мир человека и «мир ракушек», их взаимосвязь, получают оригинальную трактовку, за которой стоит внешняя красота и внутренняя сложность. И все это - следствие пристального взгляда психолога и одновременно отстраненного наблюдателя, коим и является И.Саченко.

Работы Ирины отличают легкая нотка романтизма, мягкость линий, нежность цвета, изысканная игра фактур.

Скульптурные и графические работы Е.Деревянко в совершенно иной манере. Они подчеркнуто лаконичны, просты и конкретны, своей внутренней логикой, несколько в средствах художественной выразительности. Разрабатывая тему «ракушки», Е.Деревянко отталкивался от строгих и четких силуэтов форм.

Акцентом всей выставки, ее главным композиционным узлом стал своеобразный «триптих» Евгения, в котором одна удачно найденная форма нашла свое воплощение в различных техниках и материалах.

Выставка, построенная на контрасте двух творческих манер, воспринимается как единый, цельный организм. Объединяющим началом послужило оригинально найденное решение пространства выставки. Оно как бы закручено по спирали, и теме «ракушка» вторит пространственная форма ракушки. В организованном пространстве «ракушки» зрителю предоставлена возможность входить, пребывать и выходить.

Работая над созданием выставки, Е.Деревянко и И.Саченко исходили из ими же разработанной концепции - «красота на профессиональном уровне». И действительно, красота и профессионализм стали определяющими факторами для выставки «Мир волшебной ракушки», где детали подчинены общему, а общее работает на детали.

В художественной жизни Киева подобный пример организации выставки, как «тематического» пространства, пока единичен. Но он интересен, и за ним большое будущее.