UA / RU
Поддержать ZN.ua

Володимир ДАНИЛЕНКО, «Капелюх Сікорського». Издательство «Пирамида»

Акценты в романе «Капелюх Сікорського» сдвинуты в сторону «живой» жизни, и на успех главного героя влияют не исторические обстоятельства, а только шляпа и женщина...

Автор: Игорь Бондарь-Терещенко

Акценты в романе «Капелюх Сікорського» сдвинуты в сторону «живой» жизни, и на успех главного героя влияют не исторические обстоятельства, а только шляпа и женщина. Но какая! Юная киевская проститутка, с которой выдающийся авиаконструктор познакомился еще гимназистом, показывает незаурядные национальные достоинства. И хотя говорит, что в Киеве только один смелый человек, мадам Косач (мама Леси Украинки), разговаривает на украинском, сама настроена не менее патриотично. Говорит «про гнилу імперію» Романовых, знает Конституцию Орлика, мечтает «ходити на вистави Марії Заньковецької і носити плаття від Поля Пуаре», а пока что одевается в мужские шаровары в знак протеста против погрома черносотенцами газеты «Рада». «А он внизу хата Миколи Пимоненка» — может показать из иллюминатора самолета жилище знаменитого художника.

Впрочем, романтическая эпоха 1900-х годов обрисована в романе слишком обобщенно, хотя и довольно точными штрихами — с уточнением цен на кофе и мороженое. Также хватает воспоминаний о выдающихся личностях, исполняющих роль «правдивого» исторического фона: корнет Лермонтов, «якийсь пан Міхновський, що закликає відокремити наші землі від Російської імперії», сахарный магнат-меценат Терещенко... В общем, все глобальные волнения — то ли падение Российской империи, то ли большевистский переворот и Гражданская война — представлены в романе как декорации к драме влюбленного героя. «Не війна терзала його душу, не повалення монархії, не робота, до якої звик, — узнаем мы о нем. — Його мучила думка, що Кароліна Гулій вже ніколи не буде його дружиною». Так же серьезно автор пишет, что в 1903 году состоялись три важных события: впервые осуществили полет на самолете братья Райт, Константин Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и после ссоры с Каролиной Гулий киевский гимназист Игорь Сикорский выехал на учебу в Санкт-Петербург.

Таким образом, сквозь тернии — к женщинам? Вернее, к одной-единственной женщине, которую герой видит во всех избранницах, встречавшихся на его извилистом пути от России до Англии, Франции и Америки. Впрочем, «чи хотів він бути інженером?», как спрашивает автор о Сикорском. Ведь о чем мечтал наш герой? Не об Украине и ее славе. «Мріяв створювати літаки, і коли навчиться це робити, сконструювати гелікоптера і одружитися з Кароліною Гулій». И даже перелет из Петербурга в Киев он осуществил только для того, чтобы «здивувати Кароліну, побачити її очі, зайти з нею в кондитерську Семадені, замовити каву, бонбоньєрки і турецькі каштани, шаліти від її солодкого шепоту і стиглого тіла, а вранці запропонувати руку і серце й забрати у Петербург». Хотя славы тоже хотелось. «Сьогодні Господь поцілував мене в тім’я», — решил Сикорский, когда царь Николай похвалил его самолет. Только понравился ли государю еще и роман о самом конструкторе?