UA / RU
Поддержать ZN.ua

Волна памяти

Позвонил Виктор Кудин: «Приходи в галерею «Ирэна». У меня новая выставка». Интересуюсь темой экспозиции...

Автор: Олег Смаль

Позвонил Виктор Кудин: «Приходи в галерею «Ирэна». У меня новая выставка». Интересуюсь темой экспозиции. Получаю ответ: «Увидишь». Пытаюсь догадаться. Но это не так просто, ведь Виктор — универсальный мастер. Поэтому можно ожидать и архитектурные проекты, и станковую живопись, и графику, и фотографию, и карикатуру. Оказывается, нынешняя выставка — это настоящая ретро­спектива зарисовок, сделанных автором во время его многочисленных путешествий, да еще и вместе с качественной трехсотстраничной книгой «Подорожній альбом. Начерки».

Полагаю, уместно процитировать предисловие, написанное самим Виктором Кудиным: «Однажды мне приснился сон... Кемь, Соловки, «биомицин», девушка на колокольне, Вологда, Каргополь, Ан-2, Дионисий...

Волна памяти затопила меня, и я, захлебнувшись, проснулся.
А проснувшись, добрался, ступая по холодному полу, до старых и запыленных папок. Несмотря на гусиную кожу на теле, начал в них копаться и пересматривать рисунки. И снова я оказался в своей юности. И снова я свободный, единственный в мире, и весь мир во мне...

Идея рождается на кончике пера. Это ключевая мысль для молодых архитекторов современного мира, в котором новейшие компьютерные технологии вытеснили из сознания возможность что-то изображать карандашом.

Польша. Закопане. 2003 г. Фломастер
Возможно, это и стало основным позывом, чтобы напечатать эту книгу. Показать архитектора, который смотрит на этот мир не только как наблюдатель, но и как действующая фигура мира, пропуская его сущность через себя, через глаз, через руку».

Однажды избрав профессию зодчего, Виктор Кудин, в отличие от многих его более слабых коллег, никогда не предавал призвания, никогда не был слишком «гибким» перед заказчиком, как нынешние выпускники различных двухнедельных «корбюзьевских курсов» с «пластиковыми» дипломами и образованием.

Каждый, кто бывал в творческой мастерской Виктора, пожалуй, обращал внимание, что он, даже во время деловой беседы, держит в руке карандаш или фломастер и делает наброски на листах, лежащих на его рабочем столе. Как виртуоз-скрипач, он непрерывно шлифует мастерство, совершенствует симбиоз руки и разума.

Италия. Рим. 2006 г. Фломастер, перо
Многие громкие киевские художественные акции с хвастливыми названиями наподобие «Я и Париж» или «Мои ночи Венеции» на самом деле оказываются мистификациями. Даже неквалифицированный взгляд заметит, что авторы с собою по европам мольбертов не тягали, на этюды времени не тратили, а вместе со стандартной группой туристов нащелкали фотоархивов, из которых позже в довольно комфортных условиях мастерской начали выдавать на-гора квадратные метры какого-нибудь экспрессивного импрессионизма или импрессивного экспрессионизма...

Все творения, выставленные в галерее «Ирэна» и напечатанные в книге, Виктор Кудин создал «вживую», воспринимая реальную, а не оцифрованную энергию объектов. Первая иллюстрация, которой открывается книга, датирована 1969 годом. Это рисунок карандашом площади Калинина в Киеве. На последней странице — фломастерное воспроизведение улицы Честера в Великобритании (2007 год). Почти четыре десятилетия путешествий, восприятия и изучения окружающего мира. География самая разнообразная: Европа, Азия, Африка. Города и городишки, известнейшие архитектурные памятники и уголки, где никогда не бывает туристов. Большинство работ Виктора Кудина чрезвычайно лаконичны — несколько линий, штрихов, пятен, но всегда безошибочно воспроизведена не только форма или силуэт объекта, но и состояние природы, время года, настроение самого автора.

Россия. Ферапонтов монастырь. 1977 г. Фломастер
Очень хорошо, что Виктор издал эту замечательную книгу, открыл очередную выставку. Лишь немного досадно, что тираж «Подорожнього альбому» только 500 экземпляров. В Украине пока что ценителей настоящего искусства намного больше — всем не хватит. Да и каждому студенту-архитектору нелишне было бы хорошо ознакомиться с набросками Виктора Кудина, чтобы понять: прежде чем нажать легкую клавишу архитектурной компьютерной программы, нужно, чтобы на пальцах появились мозоли от обыкновенного графитного карандаша.