UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вокруг да около «цифры»

Вот и открылся очередной III международный одесский фотосалон «Мир вокруг нас». Он расположился в стенах Музея западного и восточного искусства на Пушкинской, 9, одной из самых красивых улиц Одессы...

Автор: Вячеслав Богомоленко

Вот и открылся очередной III международный одесский фотосалон «Мир вокруг нас». Он расположился в стенах Музея западного и восточного искусства на Пушкинской, 9, одной из самых красивых улиц Одессы.

Фотосалон стал значимым событием фотографической жизни города, да и всей Украины. На него поступило 2854 работы из 41 страны, из которых независимым международным жюри для экспозиции было отобрано 287 работ 157 авторов. У членов жюри была непростая задача — отобрать из такого большого количества работ лучшие. Мнение каждого члена жюри в конечном счете является субъективным, но мы надеемся, что эта выставка понравится одесситам и гостям города. Надо заметить, что III международный фотосалон проходит под патронатом FIAP, а это требует большой ответственности, так как предполагает выполнение всех жёстких правил этой европейской организации.

Организационному комитету «Одесской фотографической ассоциации» (ОФА) потребовалось отдать много сил и времени для того, чтобы салон состоялся. В ОФА входят многие члены Союза фотохудожников Украины (СФХУ), которые приняли непосредственное участие в подготовке салона.

На торжественном открытии отзвучали приветственные речи, награды вручили победителям. Гран-при фотосалона и золотая медаль FIAP в разделе «Цветная фотография» досталась представителю Украины Евгению Комарову. В номинации монохромных фоторабот золотую медаль получил Азис Саньял (Индия). И в номинации «Эксперимент» золотая медаль FIAP досталась израильскому фотохудожнику Иосифу Брухису.

Имея возможность посмотреть без малого три тысячи работ из многих стран мира, хотелось бы поделиться своими мыслями о нынешних направлениях художественной фотографии. И мыслями, надо сказать, довольно печальными. Касается это не только фотографии, но и современного искусства вообще. Убеждён, современные технологии являются двигателем прогресса, но неправильное их применение убивает искусство. Это можно наблюдать в театральном мире, на телевидении, эстраде и в кино, где правят насилие, пошлость и глупость. К примеру, такой традиционный вид искусства, как кино, где работает огромное количество выдающихся и талантливых режиссёров, актёров, операторов, также превращается в конкурс современных технологий, где спецэффекты и скорость съёмки фильма, в ущерб качеству, несут на себе главенствующую роль. Происходит потеря духовности, нравственности и вкуса у целого поколения.

Но вернёмся к фотографии. Не зная чем отличиться, люди начинают выдумывать хитроумные кадры, выдавая их за модерн и новшества, а за душой — ничего. Сегодня компьютерные технологии многое разрушают. К серьёзной фотографии, монохромной или цветной, нужно относиться соответственно, соблюдать её законы. Фотографы стали забывать главное, а именно — что такое художественная фотография. Есть множество всевозможных трактовок, но, мне кажется, существует точное определение: художественный фотоснимок — яркая, образная, запоминающаяся картина жизни, насыщенная настроением, открывающая нам глубокий смысл и значение запечатлённого момента.

Из массы фотографий, которые я видел, безусловно, есть талантливые, но при лёгкости и доступности приобретения и использования современной автоматической аппаратуры фотосалоны, к сожалению, получают множество никчемных работ. Складывается впечатление, что благодаря доступности компьютерных технологий, в крупных салонах принимают участие люди далёкие от элементарных фотографических знаний. Многие из них не знают законов оптического, светового и композиционного решения кадра. Фотография — дословно светопись, и не следует об этом забывать. На выставках и фотосалонах большое количество работ дорисованных или откровенно нарисованных при помощи Photoshop, которые к художественной фотографии не имеют никакого отношения.

Когда, к примеру, снимаешь пейзаж, важно передать состояние. Состояние природы определяет небо, даже если оно не участвует в изображении, время дня и время года. Цельность данного момента и есть состояние. Конечно, с помощью компьютера в пейзаж можно ввести красивое небо с облаками или сделать его причудливо- грозовым, но состояние кончилось. Не определена взаимосвязь твоего внутреннего состояния и состояния природы. Сейчас многие этого не хотят понимать, стремятся к необычности картинки. Очевидно, цифровая фотография выльется в самостоятельное направление, но это уже не будет фотографией в привычном нашем понимании. Фотографии как таковой здесь нет — одна технология.

Очень немногие из поступивших работ отпечатаны непосредственно с негатива, а ещё меньше настоящей ручной печати. В основном — цифровые носители, с обязательным вмешательством Photoshop. А ведь снимки, сделанные вручную, обладают совершенно другой энергетикой. Некоторые мои коллеги уже не воспринимают нормальную, ориентированную на человека фотографию.

Фотография — отражение жизненного опыта, интеллектуального и культурного уровня автора. Думаю, чрезмерное увлечение новинками высокой технологии пройдёт, и следующим витком спирали станет возвращение к красивой, человечной, высокохудожественной фотографии.