Философской литературы у нас никогда не издавалось много, если не считать книжек по так называемой «марксистско-ленинской философии». За последние же полтора года опубликовано столько совершенно актуальных и поглощающе интересных работ, что робко встает оптимистический вопрос: не наблюдаем ли мы реакцию книжного рынка на постепенное расширение аудитории серьезного аналитического чтения?
К желаемому позитивному ответу склоняет главным образом то, что философию сегодня активно выпускают около десятка частных издательств, чутко реагирующих на спрос. И даже редакционный отдел Государственной юношеской библиотеки.
Благодаря этим усилиям можно констатировать, что нынче мы уже имеем критическую массу произведений, дающих представление о синкретической философской целостности. Плотин, Блаженный Августин, Ф. Ницше, Й. Гейзинга, Л. Витгенштайн, Э. Гуссерль, К.Поппер,М. Вебер, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар, Х.
Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, К.Г. Юнг, С. Киркегор, Г. Маркузе, О. Вейнингер, Р.У. Лейнг - вершины списка. Качество переводов и комментариев подтверждает то, что все русскоязычные переводы упомянутых авторов активно фигурировали еще и в московских рейтингах популярности.
Вместе с тем, было бы некорректно не заметить, что немало философских авторитетов Запада все еще недоступны нам в переводах: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас, М. Фуко, Ж. Деррида. Утешает то, что это укороченный список ближайших планов украинских издателей.
Вторая приятность в философском книгоиздании Украины - появление самых «свежих» переводов. Наизаметнейшая новинка Эдгар Морен, «Утраченные парадигмы: Природа человека» (К.: Кармэ-СИНТО). Автор - ведущий, как принято у нас говорить, философ современной Франции, директор Междисциплинарного центра парижской школы высших исследований социальных наук. В европейских интеллектуальных кругах известен как творец новейшей антропономической теории, критический реабилитатор методологии Гегеля, антропологии молодого Маркса, психоаналитики Фрэйда. В Украине, как и в России, - до сих пор практически неизвестен.
Появились и две рейтинговые книги Роберта А. Джонсона: «Сновидения и фантазии» (К.: Ваклер; М.: Refl-book) и «Она. Глубинные аспекты женской психологии» (Х.: Фолио; М.: Ин-т общегуманитар. исслед.).
Значительно расширилась книжная база информации по собственно украинской философии. Вышли произведения Г. Сковороды, П. Юркевича, А. Потебни, уникальный двухтомник «Українськi гуманiсти епохи Вiдродження» - антология в основном доселе неизвестных латиноязычных сочинений. Из аналитических обзоров в первую очередь стоит вспомнить недавнюю книжку Ирины Гузар «Україна в орбiтi європейської мислi».
Хуже обстоит дело с публикацией современных украинских философов. Тут легко можно представить практически исчерпывающий список. «Наукова думка» издала две книги молодого киевского кандидата философских наук Назипа Хамитова. Первая называется «Философия одиночества: Одиночество женское и мужское». «В одиночестве мы встречаемся с Богом или же с дьяволом, находим себя или падаем ниц. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, запрещенная для нашего сознания. Я хочу нарушить этот запрет и немного приоткрыть завесу», - пишет автор в предисловии. Это - первая книжка в планируемой тетралогии о проблемах одиночества. Вторая прошлогодняя книжка г-на Хамитова - «Освобождение от обыденности: Искусство как избежание противоречий жизни».
В библиотечке философского журнала «Самбатас» издана книга доцента Дрогобичского пединститута Владимира Возняка «Метафизика рассудка и разума». К ее достоинствам, кроме изящной логики и оригинальности стиля, рецензенты причисляют «тишину и терпение» в изложении.
Харьковское издательство «Око» еще в 1993 году основало международную серию монографий «Философия языка: в границах и вне границ». Появилось два сборника, представляющие самые современные работы лингвофилософов Украины, России, Швейцарии, Франции и Польши. Однако выпуск 3, планировавшийся на конец 95-го, до сих пор не вышел из типографии.
Одесское издательство «Хаджибей» выпустило книгу «Трансформация личности: нейролингвистическое программирование». В мировой практической психологии метод НЛП уже два десятка лет признается чуть ли не магическим по своей эффективности, у нас же он малоизвестен даже среди специалистов. Психотерапевт Ольга Ксендзюк проанализировала в этом издании всесуществующие философские векторы данной методики, обучающей «слушать» свое подсознание и тем самым адаптировать психику к окружающим изменениям.
Эта книга - своеобразное практическое приложением выдержавшему в прошлом году два издания исследованию ее супруга, одесского философа Алексея Ксендзюка «Тайна Карлоса Кастанеды». Знающие толк в эзотерической литературе утверждают, что его «Тайна...» является наиболее серьезным трактатом о Кастанеде. Сам же многотомник загадочного американского автора только что вышел в киевской «Софии» вторым изданием. Анализ издательской деятельности «Софии», являющейся монополистом на рынке эзотерической литературы не только в Украине, но и в России, выходит за рамки очерка. Скажу лишь, что практически все ее новинки высоко котируются на книжных базарах обеих столиц и входят во все тамошние рейтинги.
Галичане активно взялись за публикацию религиозной философии. Наиболее видные новинки - это «Ранiшнi розважання» в двух книгах (Л.: Стрiм) Мирослава Ивана Кардинала Любачивского - обобщающий труд в области христологии человека. И - «Божа iстина, краса i любов» (Дрогобич: Вiдродження) профессора богословия и доктора философии из Канады отца Петра Биланюка.
Наконец, издательство «Абрис» (Киев) випустило книгу Владислава Нестеренко «Вступ до фiлософiї: онтологiя людини». Ее рукопись победила на конкурсе «Трансформацiя гуманiтарної освiти в Українi». «Попытка ознакомить студентов со всей философской проблематикой ведет, как показывает опыт, лишь к построению и распространению формальных схем, - оценивает автор нынешнее состояние преподавания философии в вузах. - Такое ознакомление с философией есть чем-то вроде разглядывания большой страны из окна железнодорожного вагона. Понятно, что таким образом не увидишь ничего существенного, а тем паче ничего не поймешь в жизни незнакомого края. Чтобы в самом деле увидеть, услышать и понять незнакомую тебе жизнь, нужно стать на живую землю, натрудить ноги, и хоть и не обойти десятой части того, что можно проехать, зато реально приобщиться к этим местам, ощутить свою причастность к ним». В качестве такого плацдарма автор предлагает одну из составных философии - онтологию человека, то есть, теорию человеческого бытия.
И в конце этого обозрения предлагаю присмотреться к характерному примеру возникновения издательской заинтересованности философской литературой. «Наша концепция, - говорит директор киевского «AirLand'а» Леонид Комский, - издавать те книги, которые нам самим интересно читать». Первой, изданной ими два года назад книгой был Эммануил Сведенборг, шведский теософ, «впавший в мистику», как сообщали советские философские словари. А потому - никогда у нас и не издававшийся. «Интересно читать» было не только издателям. Сведенборг разошелся очень быстро.
За полтора года молодые, двадцатилетние издатели, владеющие английским, французским и немецким без словаря, удовлетворили свою страсть к интересному чтению выпуском томиков Ортеги-и-Гассета, Паскаля, Юнга и Киркегора. Отчетливо определилась их издательская специализация: философская психология. Не задержалось и признание: тут названы только те книги «AirLand'а», которые по результатам продажи вошли в московский книжный хит-парад (в Украине тогда своих рейтингов еще не было).
Минувший год был далеко не лучшим для всего украинского книгоиздания. Инфляция немилосердно съедала средства, полученные от реализации изданий. «AirLand» резко снизил количество выпусков. Из наиболее запомнившегося - «Культура средних веков» Льва Карсавина в серии «Религия. Философия. Культура».И в серии «Паломничество в Страну Востока» - «Фэн-шуй. Китайское искусство композиции». Автор, американская журналистка Сара Россбах, в 1977 году познакомилась в Гонконге с Мастером «фэн-шуй». Это философское течение она определяет как соединение мистики со здравым смыслом и хорошим вкусом, исследующее влияние на судьбу человека ее физического окружения - от географического ландшафта до комнатного интерьера. В книге много любопытных примеров действия «фэн-шуй» на протяжении тысячелетий, а ближе к нам - его влияния на судьбу Чан Кай Ши и гения кунг-фу Брюса Ли. «Сначала я была настроена скептически, но изучая его пять лет, я увидела спасенные браки, устроенные карьеры и процветающие рестораны. Вы можете назвать это совпадением, однако я могу подтвердить, что «фэн-шуй» действует», - пишет С. Россбах. Мы же после такого предисловия вынуждены согласиться, что прочитать эту книгу для нас не менее заманчиво, чем для издателей.
Кстати, «интересно читать» в понимании «AirLand'а» - это не только кредо выбора текстов, но и скрупулезный перевод плюс современный комментарий. Все это осуществляется совместно с издательским обществом «Инициатива» (Львов), также специализирующемся на проблемах философской психологии.
Только что «AirLand» основал новую серию «Easy rider» («Беспечный наездник») - философия в литературе. Первенцем стал двухтомник избранной прозы Джека Керуака, которую в Америке называют «учебником жизни нескольких поколений». Его романы - это художественный прорыв в философию «детей радуги», «родственников солнца», «тихошумных призраков» - в миросозерцание хиппи.
На русском языке три романа изданы впервые. При этом трудно представить себе западный университетский курс, где бы не изучался Керуак - как не изучался бы у нас Гоголь, Достоевский, Толстой. Причина многолетнего замалчивания теперь, по прочтении двух томов его прозы, очевидна. Это высокоталантливый эстетический протест против всякой регламентации, гимн жизни-приключению, отрицание неизбежности играть социальные роли вместо того, чтобы быть самим собой. То есть - концептуальное отрицание «советского образа жизни» с его тотальной регламентацией не только поступков, но и мыслей. Более того, мир героев Керуака - это своего рода зеркало русского андерграунда: тот же мотив бегства белки от колеса, алгоритм дороги-спасения, феномен интеллектуального бомжества с неистовством поэтических вечеров, «бульдозерными» выставками и алкогольной анестезией беспросветных будней. Короче, после знакомства с Керуаком вся отечественная нонконформистская культура становится намного «прозрачней». Точно так же, как классическая живопись - после прочтения Библии.
Про планы в условиях нестабильной книгоиздательской ситуации говорить затруднительно. Готовятся к публикации Роналд Д. Лейнг и Якоб Беме, Мирча Элиаде и Джозеф Кемпбелл. В продолжение «Easy rider» - Френк Заппа, Аллен Гинсберг, Кен Кизи, Том Вульф. Но главное - «AirLand» активно взялся за самое тонкое место на украинском философском рынке: публикацию современных отечественных философов.