UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВНУТРИ РИТУАЛА

Собравшиеся в Центре театрального искусства «Дах» зрители оказались внутри нескольких ритуалов, или, скажем, одного Ритуала...

Автор: Елена Раскина
Сцена из спектакля

Собравшиеся в Центре театрального искусства «Дах» зрители оказались внутри нескольких ритуалов, или, скажем, одного Ритуала. Режиссер Владислав Троицкий и фольклорный ансамбль «Божичи» пригласили публику на свадьбу, за которой последовали погребальные вопли и свидания с мертвецами, а потом — на народное гулянье. Ритуал плавно описал круг, переходя от радости к страданию и обратно, а зрители-гости, сидевшие за столами с национальной украинской пищей — салом, солеными огурцами и горилкой, — чувствовали себя не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками действа.

Правда, есть под пение «Божичей» зрители решились не сразу, а лишь когда поняли, что «на пиру» нужно петь и закусывать, одновременно привечая артистов. Словом, ансамблю собственным примером пришлось убедить публику в том, что духовная пища вполне сочетается с материальной. В итоге к концу действа под прустовским названием «В поисках утраченного времени» зрители заставили артистов петь по второму кругу — вжившись в ритуал, раскрепостившаяся публика долго не хотела расходиться. Оказалось, что ритуал — это та река, в которую можно войти не единожды.

Фольклорный ансамбль «Божичи» относится к тем редким творческим коллективам, которые отправляются за репертуаром в длительные экспедиции. Ансамбль во главе с Ильей Фетисовым подбирает себе репертуар во время байдарочных походов по украинским рекам. Если некогда олонецкий губернатор и поэт Державин, путешествуя по Онежскому озеру и севернорусским рекам, приплывал в села, где головные уборы женщин были унизаны речным жемчугом, а песен водилось в изобилии, то «Божичи» собирают свой репертуар в оазисах «утраченного времени» — селах Черниговской, Днепропетровской, Полтавской, Житомирской и Киевской областей. Ансамбль интересуется и танцевально-инструментальными традициями этих регионов.

Коллектив ансамбля состоит в основном из студентов и выпускников кафедры фольклора Национальной музыкальной академии имени Чайковского. «Божичи» основались в 1998 году и с тех пор путешествуют по украинским рекам вместе с другими студентами и преподавателями НМА. В 1999 году, во время байдарочного путешествия с маршрутом от речки Десна (г. Новгород-Северский) до Макошина, участники «одиссеи» записали около 60-ти девяностоминутных аудиокассет. Правда, не с пением сирен, а с лирическими, календарными и обрядовыми песнями.

За четыре года таких экспедиций байдарочники успели побывать на шести реках Украины (Сейм, Десна, Псел, Рось, Вовча, Самара) и в семи областях (Киевской, Полтавской, Сумской, Черниговской, Житомирской, Днепропетровской и Донецкой). Во время таких экспедиций «Божичи» не только собирали фольклор, но и примеряли на себя маску его исполнителей — учились говорить, двигаться, вести себя, как они.

Окончательному перевоплощению в рамках действа под названием «В поисках утраченного времени» помог художественный руководитель «Даха» Владислав Троицкий. Фольклористы слились с собранным ими материалом и предложили зрителям сделать то же самое. Ритуал подразумевал метаморфозу.

Что же такое «утраченное время»? Это время, в котором Вдова (Наталья Сербина) рассказывает о ежевечерних визитах покойного мужа так же просто и естественно, как и об общении с живыми. В рамках утраченного и воскрешенного «Божичами» времени граница между миром живых и мертвых стерта, а ритуал служит мостом между мирами. Но при этом оазисы утраченного времени не чуждаются «пустыни» современности. В них есть не только колдуньи и вопленницы, но и передовые доярки с гармонистами.

В постановке Владислава Троицкого архаичный мир ритуала соседствовал с обычной деревенской «бытовухой», как бутыль самогонки со старинными обрядовыми песнями. И участники действа хлестали горилку и стучали по столу так же естественно, как пели и танцевали. Переходы от мифологического, ритуального времени к времени бытовому совершались неслыханно быстро, и зрители не всегда поспевали за этим движением.

Наверное, поэтому, когда спектакль окончился, никто в это не поверил. Создавалось впечатление, что участники действа лишь вышли передохнуть, а за короткое время их отсутствия можно налечь на водку с огурцами. Но актеры не возвращались, и зрители вызвали их на «бис». Ритуал обрел стихийное продолжение, и казалось, что у него не будет конца. Впрочем, у ритуалов есть одно примечательное свойство: они создают иллюзию бессмертия, в которую так хочется верить.