Для отдельно взятого гражданина 60-летие - дата с оттенком грусти. А для оркестра, чем больше лет позади, тем выше репутация, прочнее традиции и творческие связи, сплоченней коллектив. И два юбилейных концерта, которыми порадовал любителей классики на прошлой неделе Национальный симфонический, или, если почтительно и по имени-отчеству, Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины, прошли в атмосфере уважительной и доброжелательной. Атмосфера эта возникла еще в фойе Колонного зала Национальной филармонии, где были выставлены экспонаты, отражающие творческий путь коллектива: фотографии, рецензии, отзывы, автографы композиторов, дирижеров и исполнителей, почитаемых в мире музыки.
Как принято в таких случаях, торжественная часть состоялась в концертном зале. Представитель администрации Президента Станислав Пазенко огласил приказ о присвоении ведущим солистам коллектива званий заслуженных артистов Украины.
Затем начался первый концерт, программа которого была построена по принципу: как бы никого не обидеть. Потому современная музыка Е.Станковича несколько не гармонировала с традиционной классикой. Но публика хорошо отнеслась и к большому адажио из его балета «Прометей», и к последующим номерам программы. Концерт для скрипки с оркестром ре-мажор П.Чайковского был исполнен ярко и виртуозно, а известный скрипач из Южной Кореи Донг Сук-Канг порадовал слушателей и выступлением на «бис». И наконец, симфония №2 С.Рахманинова завершилась очередной порцией цветов и многочисленными вызовами дирижера Теодора Кучара.
Накануне второго концерта оркестр, известный своим умением бороться с трудностями в экстремальных условиях, оказался в, так сказать, привычном для себя положении. Выяснилось, что московский пианист Алексей Султанов заболел, в связи с чем вместо Первого концерта П.Чайковского была исполнена увертюра к опере Н.Лысенко «Тарас Бульба» и «Половецкие пляски» А.Бородина. А симфонию Д.Шостаковича №11 «1905 год» оркестр подготовил за три дня - срок фантастический для такого сложного произведения!
Прежде чем рассказать об исполнении симфонии, сообщу о диалоге автора этих строк с дирижером Теодором Кучаром.
- Теодор, зачем вы выбрали к юбилею произведение, воспевающее революцию?
- Вы тут все заидеологизированы, а для меня Шостакович прежде всего композитор, чья музыка выше всяких сюжетов.
Собственно, в мои намерения не входила попытка дискредитации известного всему миру композитора. Но «идеологизированно» было как раз его сочинение, написанное в 1957 году к 40-летию СССР и исполненное в сентябре того же года впервые в Киеве нашим симфоническим.
Пройдут годы, и это программное произведение с четким сюжетным построением и симпатичными мелодиями революционных песен будут изучать историки музыки, слушать любители, лишенные наших ассоциаций. Но сейчас так не хочется этих призывов к борьбе, уничтожению, разрушению - в любой форме, включая музыкальную. Так тянет к музыке не злой, а создающей душевное равновесие, гармонию, взаимопонимание…
Отправляясь на концерт с этими мыслями, я пытался в соответствии с модными ныне методиками активизировать восприимчивость правого полушария, ответственного за эмоциональное, образное восприятие окружающего мира, и заставить «помолчать» левое с его аналитическими функциями. Расскажу, чем закончился этот эксперимент.
Начало симфонии - «Дворцовая площадь». Надменное каменное безразличие, выражающее отношение царской власти к народу. «А почему, собственно, только царской?» - вмешивается в мое восприятие левое полушарие. Звучат, переплетаются мелодии революционных песен «Слушай», «Арестант», затихают и уходят под мощное звучание медных и грохот литавр.
II часть - «9 января» - музыка скорби, мольбы надежды. «Нет житья, нет моченьки нам от царских слуг». Левое полушарие бормочет что-то по поводу обсуждения пенсионного вопроса в Верховной Раде, но эмоции берут верх, литавры, барабаны звучат ружейными залпами. Дирижер темпераментно ведет за собой и оркестр, и слушателей. Величественно и многообещающе звучат мелодии песен «Вы жертвой пали» и «Смело товарищи в ногу». Кончается III часть, переход в финал - «Набат». «Смело товарищи…» перекликается с «Беснуйтесь, тираны». Не сойти бы с рельс в этом путешествии между станциями Громко и Быстро! И вдруг - конец. Завороженный зал взрывается аплодисментами, оркестранты отстраняются от винтовок, то бишь инструментов, и облегченно вздыхают: «Сыграли».
Ваш автор выходит как в трансе и «революционный держит шаг» до самого дома, игнорируя троллейбусы. Беспокойный сон прерывается в шесть утра, и на глаза попадается листочек, заботливо врученный сотрудником филармонии. В нем адреса представителей фирмы XEROX в каких-то странных украинских городах: Ніколаїв, Севастопіль, Сімферопіль. А также приглашение покупать абонементы на выступления известных пианистов и скрипачей при участии симфонического оркестра Национальной филармонии. Того самого, что ездил на гастроли в Корею, прихватив для рекламы фотографию и творческую биографию Национального симфонического. Того, которым были недовольны участники конкурса юных пианистов. Который имеет идеальные условия для работы, но выступает крайне редко, несмотря на руководство талантливого дирижера Миколы Дядюры.
И трудно отделаться от печальной мысли: юбилейные торжества прошли, испарятся красивые слова представителей Минкультуры и искусств, а коллектив, который встречает нормальные условия для работы только в зарубежных поездках, снова будет мыкаться в поисках репетиций и выступлений. Может быть, одиннадцатая симфония актуальна для оркестра, создающего музыкальный имидж Украины? И революционная ситуация тоже?