«Коли не було з нащада світа» - так, начиная от сотворения мира повела своих зрителей Нина Матвиенко в мир описанный украинской песней, в мир, который сам по себе и есть песня - великое, бесконечное звучание. Юбилейную программу этой уникальной певицы трудно назвать концертной, хотя она и представляла собой вереницу песен и хореографических эпизодов, оживляющих перед зрителем становление украинской нации.
Итак, жанр этого действа определить трудно. Главным образом потому, что это один из первых опытов создания музыкально-сценического действа, претендующего, ни много ни мало, охватить всю нашу историю - задача почти непосильная для двухчасовой программы. Известно немало подобных опытов постановки отечественных опер, балетов, спектаклей, охватывавших даже не столь широкое историческое полотно, имеющих интересные сюжеты, и тем не менее не вызывающих в постановке на сцене зрительского интереса из-за штампованности, стереотипности образов и схематизма сценического воплощения. Опасность схематизма программы оказалась заложенной в самой идее ее, в либретто, строго поделенном на шесть частей - Становление мира, Весна мира, Древняя Русь, Княжеская эпоха, Казацкая держава и «Ввійди і ти у цей собор» (современность) - периоды, которые по мнению автора либретто являются основными в становлении украинской души. Это, конечно, небесспорно (как, например, можно недооценить в этом плане ХIХ в.?), тем более, что такое довольно резкое разделение истории на эпизоды сказалось на целостности постановки, которая задумывалась как одно непрерывное действо. С другой стороны понять подобный выбор эпох можно - именно они имеют наиболее интересные и уникальные музыкально-песенные пласты.
Таким образом, основной груз ложился на плечи режиссера: как при всем при этом сделать так, чтобы действо не потеряло единства, непрерывности течения и не превратилось просто в костюмированный концерт. Увы, действо, как оно было задумано, оказалось почти лишено постановочного решения, можно сказать, почти лишено и режиссуры и сценографии. Оформление сцены оставалось одинаково убогим как в момент рождения мира, так и в момент наивысшего расцвета казацкого барокко. А само действо, напрочь лишенное внутренней динамики, как того и опасались, распалось на фрагменты - даже не на эпизоды, а на отдельные номера - и превратилось в костюмированный концерт, схематично, в общих чертах представляющий украинскую историю. Сначала «эффект эпохи» достигался с помощью костюмов и хореографии, а на ХХ век нашлись кадры хроники, опять же традиционно представляющие это время как один непрекращающийся катаклизм, после чего финальный номер «Ввійди і ти у цей собор» вызвал неоднозначные чувства.
И тем не менее, это действо (я все-таки буду называть его так) стало замечательным событием в нашей культуре. Не только потому, что это была уникальная попытка (после «Цветка папоротника» Е.Станковича, которого так и не слышит наш зритель) создать что-то подобное. Но в первую очередь потому, что весь вечер для нас пела Нина Матвиенко. Это действо было очередным примером того, как замечательный исполнитель «вытягивает» на высокий уровень спектакль, полный недоработок. Впрочем, надо отметить работу композитора Анны Гаврилец, соткавшей музыкальную ткань действа, в которой авторская музыка органично оплетала народные напевы. Можно сказать, что это едва ли не самый удачный современный опыт столь масштабной композиторской работы по обработке украинского фольклора. Среди избранных песен и мелодий не было ни одной «набившей оскомину», и в наших условиях нещадной и часто непрофессиональной эксплуатации фольклора, это произведение сумело продемонстрировать его подлинную глубину и суть. Очень интересным решением оказалось сочетание «открытой» манеры пения Нины Матвиенко с академической манерой хора мальчиков. То, что считается теоретически недопустимым, прозвучало настолько органично, что это ограничение показалось просто искусственным.
Особый дух казацкого барокко создал ансамбль древней музыки Константина Чечени. Звучание аутентичных инструментов того времени совпал с тембром солистки так же органично, как академический хор, что создало впечатление того, что все эти голоса, вся эта музыка вырастает из единого корня.
Если одна часть нашего героического прошлого - период Древней Руси - был представлен на сцене достаточно традиционно - князьями и княгинями, в соответствующих нарядах с иконами, передвигавшимися по сцене, как модели по подиуму, демонстрируя эти наряды и иконы, эпоха казацкого барокко - еще одна часть «нашего Золотого века» - была представлена несколько нетрадиционно, нештампованно. Здесь не было лубочных казаков в шароварах и девушек в веночках. Эта эпоха была представлена интересной и насыщенной стороной - городской романсовой и церковной культурой, воплощенной в музыке, танце, песнопении и, конечно, костюме.
Работу художника по костюмам Галины Забашты следует отметить особо. Положив в основу каждого костюма простую рубашку-крест, ей удалось во многом проследить эволюцию одежды. Впрочем, следует заметить, что всегда безупречными были только одеяния солистки. Костюмы же балетной группы казались абсолютно органичными только «на заре мира» и, соответственно, спектакля. В воплощении княжеской культуры они были подчеркнуто аристократичны (а совсем не народны, отчего иногда не совпадали с характером песен), а в эпоху барокко, хотя и удалось избежать шароварного штампа, некоторые костюмы (главным образом женские) казалось, взяты из комода провинциальной модницы. Впрочем, может так и было задумано...
Конечно, альфой и омегой этого действа была Нина Матвиенко. В одной из поздравительных речей эту уникальную, ни с кем не сравнимую певицу назвали «золотым голосом Украины». Можно было сказать о ней иначе. Просто - Голос Украины. Голос как наиболее полное и трепетное воплощение души. Именно эта большая и единая душа охватила и объединила разбитые сценарием и неудачной режиссурой части, обеспечила их непрерывное перетекание, заполнила пространство сцены, зала, а может и за стенами зала тоже.